Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Рецензии на спектакли >>

В театре Моссовета С. Юрский поставил спектакль «Предбанник» по пьесе И. Вацетиса (загадочный автор-легенда, присылающий из-за границы свои пьесы С. Юрскому, ну а скорее всего, псевдоним самого С. Юрского)

Итак, перед нами весьма необычный спектакль, описанный самим постановщиком как «путаница в 2-ух действиях», и как оценить его по достоинству, не став жертвой обещанной «путаницы» - вопрос довольно сложный. Критику любого спектакля можно, грубо говоря, представить как три оценочные шкалы: сама пьеса, непосредственно режиссерская и актерская работа, а также злободневность постановки и поднятые в ней вопросы. Если спектакль ставится по классическому произведению, по хорошо известной пьесе, то основным объектом оценки становится именно режиссерская и актерская работа, здесь, в свою очередь работает целый ряд разнообразных критериев и, прежде всего, эмоциональное воздействие постановки на зрителя.
В случае со спектаклем «Предбанник» перед критиком открывается весьма широкое поле деятельности, и в зависимости от того, на чем делается акцент, будет меняться оценка спектакля.
Вполне возможно и уже справедливо отмечено многими критиками, что «злободневность и актуальность» высказанных в спектакле идей весьма сомнительная. Идеи, мол, хорошие, но то ли высказаны не так, то ли не во время, то ли не теми словами. Можно добавить, что и сама пьеса, написанная отличным языком, местами просто искрометная и невероятно живая, в целом не очень выдержана и вместо того, чтобы донести до зрителя основную идею и заострить внимание на ней, к самому концу спектакля сдает позиции, ослабевает и скатывается к сентиментальному финалу. Лишенная подкрепления, часть злободневных фраз повисает в воздухе, и зритель чувствует себя несколько обманутым: наобещали столько всего, и вот, свелось все к стариковскому ворчанию и порицанию молодого поколения.

Однако именно «Предбанник» – живое доказательство того, что хорошие спектакли продолжают появляться на сцене. Прежде всего, потому, что именно здесь зритель действительно может насладиться актерской игрой. С. Юрский собрал замечательный состав, сцена просто сияет: В. Бутенко, А. Яцко, А. Аронин, А. Бобровский, А. Филиппенко, и Л. Кузнецова. С. Юрский также участвует в спектакле и исполнят одну из ключевых ролей.
Не менее важно и то, что этим замечательнейшим актерам «есть, что говорить», видно, что они довольны своим текстом. Не часто на зрителя выливается такое обилие совершенно роскошных, удачно найденных фраз, готовых цитат и слоганов.
Сильный эмоционально, трагикомический спектакль воздействует на зал, затягивает зрителя и не отпускает его.
Действие спектакля разворачивается, с одной стороны, - в предбаннике, за кулисами театра, с другой – в некой гостинице, где проходит предвыборная кампания одной политической партии. В конце оба действия сходятся воедино, и предбанник превращается в метафору, чуть ли не преддверие Страшного суда.
Обилие различных идей является, с одной стороны, достоинством спектакля, а с другой стороны, его бедой. На сцене можно увидеть конфликт поколений, вполне узнаваемо описание театральной действительности и актерских переживаний. Довольно точно изображено наше общество «купли-продажи», с пожирающими друг друга, забывшими о своей человеческой природе бизнес-людьми. За всем этим просматривается еще и глубинный смысл, перетекание жизни в театр и наоборот. Где настоящее, а где игра? где жизнь, а где театр? В предбаннике, за кулисами, мы видим двух стареющих актеров, потерявших надежду на главные роли и грустящих о своей незначительности. Но в это время «с другой стороны сцены» все действие сосредоточено именно на них, со стены смотрят их портреты, именно их персонажей ждут зрители и герои, ждут напряженно и никак без них не обойтись.
Здесь хочется отдельно отметить невероятно харизматичную пару А. Филиппенко и А.Яцко. В первой части спектакля они появляются за кулисами то в костюмах монтажников, то в костюмах начала 19го века и даже в костюмах Чехова и Толстого. Они спорят, шутят, грустят, рассуждают о своем ремесле. Во второй части эта пара оказывается вдруг в центре всех событий. Политический лидер в исполнении Филиппенко – блестящая пародия, как на политика, так и на тип начальника вообще. Буря энергии, шуточек, ругательств, угроз, сопровождающаяся истерикой подчиненных – на удивление правдоподобно, на удивление точно поймано и невероятно смешно. За тем новая яркая вспышка - Яцко, появляющийся в этой суматохе, облаченный в белоснежное одеяние и произносящий «вода… вода течет… вода течет вниз…»

В конце спектакля актеры на съемках фильма начинают говорить уже не написанный им текст, а свой собственный, наболевший. Но об этом мы узнаем только по доносящемуся «свыше» голосу режиссера. И в этот момент перед зрителем встает еще один вопрос: кто из действующих лиц играл и менялся, а кто оставался собой?
Увы, как уже было сказано выше, именно конец – самое слабое место спектакля, он позволяет повиснуть в воздухе всем гипотезам и предположениям, резко уводя зрителя от юмора и сатиры к сентиментальности.

Спектакль в целом можно представить как целый ряд находок, в том числе и в плане языка. Для любителей театра эмоционального, способного вызвать переживания, подзарядить энергией, «Предбанник» - именно тот спектакль, на который стоит пойти. Даже если идеи окажутся чуждыми, а «злободневные высказывания» покажутся несвоевременными и не актуальными, после спектакля будет ощущение эмоционального всплеска, глубокого вдоха, кусочка жизни, прожитого вместе с замечательными актерами. А это, согласитесь, очень приятное впечатление…

Афиша кино >>

боевик, приключения, фэнтези, экранизация
США, 2020
детектив, криминальный фильм, мистика, триллер
Канада, 2018
боевик, научная фантастика, триллер, фэнтези
США,Канада,Германия,Япония,Китай,ЮАР, 2021
фильм ужасов
Швеция, 2020
драма, комедия, мелодрама
Германия, 2020
детский фильм, приключения, семейное кино, фильм ужасов, фэнтези, экранизация
Канада, 2017
драма, мелодрама, экранизация, эротика
Бельгия, Франция, 2020
комедия
Россия, 2021
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен