Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Рецензии на спектакли >>

Магистр теологии и одновременно разочаровавшийся в церкви пастор Маркус (Валентин Самохин) пришел рассказать о причинах своего отказа от служения. За серию радикальных публикаций многие называют его слугой сатаны, нечто подобное думает о нем и его давняя знакомая Хейди (Елена Нестерова). Свою историю Маркус сознательно строит именно вокруг отношений с Хейди: когда-то давно их связывала нежная дружба, а ныне Хейди состоит в религиозной секте «Живое слово» и навещает Маркуса, чтобы помочь ему "открыть сердце и принять в него Иисуса".

Оперируя только разумом и логикой, Маркус отрицает историчность Воскресения, ставит под сомнение церковные догматы и чудеса, описанные в Библии. Он высмеивает слепую веру Хейди, искушая ее саркастическими вопросами, дразня средневековым описанием ада, где прелюбодейки стоят по шею в нечистотах, а молоко, вытекающее из их грудей, превращается в страшных зверей. Во что же верит Маркус, и почему он так переменился – ответ, кажется, нужно искать в прошлом и в подсознании героя. Зрителям позволено заглянуть туда через два круглых окна-иллюминатора на стене.

«Фундаменталисты»
фото: Мария Уралова

«Фундаменталисты» - непростой, многослойный спектакль по пьесе Юхи Йокела, поставленный Лерой Сурковой в московском Центре имени Мейерхольда. Актерский дуэт раскрывает драму отношений, взаимодействуя при этом не только друг с другом, но еще и со зрителями. Герои (прежде всего герой) обращаются к залу напрямую, открывая свои чувства, воспоминания, дневниковые записи так, будто перед ними не случайно собравшаяся группа людей, а некий коллектив, причастный тайному знанию. Неподготовленный зритель принимает за чистую монету эту правдивую игру, решая, что Валентин Самохин, стоящий за кафедрой и невнятно читающий выдержки с планшета - не актер, а настоящий "сектант" и вероотступник*.

«Фундаменталисты»

Хороша и Хейди в исполнении Елены Нестеровой, хотя на героиню мы смотрим фактически глазами Маркуса, через призму его рассказа. Истовая и эмоциональная, она говорит заученными фразами, картинно обращается к Иисусу, призывая его вразумить несчастного друга. Маркус называет ее фундаменталисткой и изо всех сил пытается стащить с нее маску чрезмерной напускной религиозности.

Название спектакля подсказывает, что диалоги Хейди и Маркуса – лишь на первый взгляд разговоры религиозного фундаменталиста и реформатора. В своем абсолютизме, узурпируя право на истину, Маркус не меньший фундаменталист, чем его подруга.
Накаляясь, религиозная полемика выдает совсем другие мотивы и скрытые желания героев. Эти двое так жадно желают видеть друг друга, задавать друг другу вопросы, что не остается сомнений в том, что между ними пылает любовь. Их споры - пререкания двух противоположных по своей природе типичных мужчины и женщины, она обвиняет его в бесчувствии, он ее – в нежелании следовать фактам.

«Фундаменталисты»

Позднее страсть обнажит реальные мысли и чувства Хейди, поменяет ее угол зрения, тему разговора, но фундаментализм ее останется, просто из религиозного он превратится в бытовой. Хейди поменяет один объект привязанности - Иисуса, на другой – реального мужчину. А Маркус, разрушив жизненные опоры Хейди, откажется от любви к ней ровно так же, как отказался от веры в живого Бога. Хейди была нужна ему, чтобы разобраться в своих собственных сомнениях, совершить поиски своей личной истины. Диалектическая притча о единстве и борьбе противоположностей закончится как история о невозможности любви и советом истерзанного человека всем пребывать в покое.


* - На спектакле, который мне довелось посмотреть, две зрительницы после первого же монолога актера громко обратились к нему с вопросом: «Мы в театр пришли или тут будет проповедь?» Они немедленно вышли из зала в возмущении, пошли ругаться в кассу, потребовали назад деньги за билеты: Безобразие! Шли в театр, а попали на собрание секты!

Афиша кино >>

комедия, мелодрама, трагикомедия
Италия, Франция, 1953
драма, научная фантастика, триллер, фильм ужасов
США, 2020
детский фильм, комедия, приключения, семейное кино
Германия, 2019
детектив, мистика, триллер, фильм ужасов
Италия, 2019
детский фильм, комедия, приключения, семейное кино
Аргентина, Испания, 2019
боевик, приключения, триллер
Великобритания, ЮАР, 2020
драма, мелодрама, экранизация
США, 2020
боевик, драма, криминальный фильм
США, 2014
комедия, приключения
Россия, 2020
комедия
США, 2020
драма, социальная драма
Великобритания, США, 2020
детский фильм, приключения
Казахстан, Россия, 2019
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен