«Фундаменталисты»


статья


23 февраля 2014

Магистр теологии и одновременно разочаровавшийся в церкви пастор Маркус (Валентин Самохин) пришел рассказать о причинах своего отказа от служения. За серию радикальных публикаций многие называют его слугой сатаны, нечто подобное думает о нем и его давняя знакомая Хейди (Елена Нестерова). Свою историю Маркус сознательно строит именно вокруг отношений с Хейди: когда-то давно их связывала нежная дружба, а ныне Хейди состоит в религиозной секте «Живое слово» и навещает Маркуса, чтобы помочь ему "открыть сердце и принять в него Иисуса".

Оперируя только разумом и логикой, Маркус отрицает историчность Воскресения, ставит под сомнение церковные догматы и чудеса, описанные в Библии. Он высмеивает слепую веру Хейди, искушая ее саркастическими вопросами, дразня средневековым описанием ада, где прелюбодейки стоят по шею в нечистотах, а молоко, вытекающее из их грудей, превращается в страшных зверей. Во что же верит Маркус, и почему он так переменился – ответ, кажется, нужно искать в прошлом и в подсознании героя. Зрителям позволено заглянуть туда через два круглых окна-иллюминатора на стене.

«Фундаменталисты»
фото: Мария Уралова

«Фундаменталисты» - непростой, многослойный спектакль по пьесе Юхи Йокела, поставленный Лерой Сурковой в московском Центре имени Мейерхольда. Актерский дуэт раскрывает драму отношений, взаимодействуя при этом не только друг с другом, но еще и со зрителями. Герои (прежде всего герой) обращаются к залу напрямую, открывая свои чувства, воспоминания, дневниковые записи так, будто перед ними не случайно собравшаяся группа людей, а некий коллектив, причастный тайному знанию. Неподготовленный зритель принимает за чистую монету эту правдивую игру, решая, что Валентин Самохин, стоящий за кафедрой и невнятно читающий выдержки с планшета - не актер, а настоящий "сектант" и вероотступник*.

«Фундаменталисты»

Хороша и Хейди в исполнении Елены Нестеровой, хотя на героиню мы смотрим фактически глазами Маркуса, через призму его рассказа. Истовая и эмоциональная, она говорит заученными фразами, картинно обращается к Иисусу, призывая его вразумить несчастного друга. Маркус называет ее фундаменталисткой и изо всех сил пытается стащить с нее маску чрезмерной напускной религиозности.

Название спектакля подсказывает, что диалоги Хейди и Маркуса – лишь на первый взгляд разговоры религиозного фундаменталиста и реформатора. В своем абсолютизме, узурпируя право на истину, Маркус не меньший фундаменталист, чем его подруга.
Накаляясь, религиозная полемика выдает совсем другие мотивы и скрытые желания героев. Эти двое так жадно желают видеть друг друга, задавать друг другу вопросы, что не остается сомнений в том, что между ними пылает любовь. Их споры - пререкания двух противоположных по своей природе типичных мужчины и женщины, она обвиняет его в бесчувствии, он ее – в нежелании следовать фактам.

«Фундаменталисты»

Позднее страсть обнажит реальные мысли и чувства Хейди, поменяет ее угол зрения, тему разговора, но фундаментализм ее останется, просто из религиозного он превратится в бытовой. Хейди поменяет один объект привязанности - Иисуса, на другой – реального мужчину. А Маркус, разрушив жизненные опоры Хейди, откажется от любви к ней ровно так же, как отказался от веры в живого Бога. Хейди была нужна ему, чтобы разобраться в своих собственных сомнениях, совершить поиски своей личной истины. Диалектическая притча о единстве и борьбе противоположностей закончится как история о невозможности любви и советом истерзанного человека всем пребывать в покое.


* - На спектакле, который мне довелось посмотреть, две зрительницы после первого же монолога актера громко обратились к нему с вопросом: «Мы в театр пришли или тут будет проповедь?» Они немедленно вышли из зала в возмущении, пошли ругаться в кассу, потребовали назад деньги за билеты: Безобразие! Шли в театр, а попали на собрание секты!

Екатерина Визгалова



Рецензии на спектакли сайта Кино-Театр.РУ
Полная версия статьи: //www.kino-teatr.ru/teatr/art/teatr/3290/