Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру

Рецензии на спектакли >>

Абсурдный мюзикл в Гоголь-центре

«Хармс. Мыр»

Одна из премьер заканчивающегося сезона в «Гоголь-центре» - спектакль «Хармс. Мыр», хитро сконструированный гротескный мюзикл в постановке Максима Диденко, собранный из рассказов Даниила Хармса.

Читатели журнала «Чиж» мечтают узнать все на свете, и с целью просвещения, а также ради ответов на все вопросы, в редакцию прибывает профессор Трубочкин (Андрей Болсунов) - в ящике с окошком для лица. Никакой редакции на сцене, конечно, не существует, читателей - тоже, зато есть многочисленные письма, напоминающие рейки, которые обстоятельно доставляет курьер (Никита Кукушкин) и с неохотой принимают, очевидно, сотрудники «Чижа» - редактор, писатель, корректор, топограф и художник (Илья Ромашко, Артем Шевченко, Игорь Бычков, Филипп Авдеев и Александр Горчилин соответственно). Впрочем, история совсем не об этом, а о мыре Даниила Хармса, мыре, в котором мы отчасти живем.

«Хармс. Мыр»

Даниил Хармс, как известно, родился дважды (по другой версии новорожденного - трижды), ходил в обэриутах, а его абсурдные истины, рассказы и сказки все чаще находят воплощение и в мультфильмах, и в спектаклях. Не так давно к тексту «Старуха» обратился известный американский авангардист Роберт Уилсон, поставивший спектакль с Уиллемом Дефо и Михаилом Барышниковым, а несколько лет назад его же - в рамках фестиваля «Мейерхольдовские встречи» и под названием «Как человек рассыпался» - показывал французский театр Clout theatre. На тех «Встречах» артист и режиссер Максим Диденко, поставивший «Хармс. Мыр», играл в «Синей бороде» «ахейца» Павла Семченко, который на новом спектакле «Гоголь-центра» работал художником и эстетикой Уилсона явно вдохновлялся (выбеленные лица, световые решения). Но в этот раз обошлось без «Старухи».

«Хармс. Мыр»

«Мыр» - это цирковой мюзикл по Хармсу с декорациями-коробками-квартирами, задником при минималистичном видеоряде (видеохудожник - Илья Шагалов), а также с живой музыкой (ударные, пианино и бас-гитара - в правой части сцены, духовые и смычковые - в левой). Внутри же этого завораживающего шапито-шоу - перемолотые философские анекдоты, которые складываются в сложный витраж из повторяющихся узоров-сюжетов того абсурдного и точного мира, за который писателя, собственно, и полюбили. Этот мыр по бокам ограничивается плечами, спереди и сзади - вытянутыми руками, а сверху и снизу - затылком и подошвами соответственно. Если эти координаты соединить получится, разумеется, шар, с которым большую часть сценического времени проводит Мария Поезжаева, а если изменить масштаб - то атом, чьи варьирующиеся повторения (как и повторения хармсовских сюжетов) складываются в молекулу, а из молекул уже можно сложить и тело, и зайца, и утку, и даже планету.

«Хармс. Мыр»

В общем-то, вопросы - единственный способ познать мир, а чем они глупее - тем интереснее будет новый опыт. Как писал Хармс: «Стихи надо писать так, что если бросить стихотворение в окно, то стекло разобьется». Пластичная труппа «Гоголь-центра», подходящая не менее пластичному Диденко, как трубка - одному обэриуту, не разбивает стекло, но заставляет идти трещинами четвертую стену: единожды в зал выбегает пара комичных милиционеров (Горчилин и Авдеев, играющий в течение спектакля практически чаплиновского бродягу), похожих на героев «Маски-шоу», а в остальное время о своем присутствии регулярно напоминает публика, окончание каждого музыкального номера встречая аплодисментами. Или вздохами - акробатические номера: демонический Риналь Мухаметов, принявший стойку на голове на двухметровом ящике-гробе, в котором привезли профессора Трубочкина, вызвал у зрителей практически ту же реакцию, что акробаты без страховки.

«Хармс. Мыр»

Впрочем, помимо цирка, сценография «Хармса» напоминает еще и отрегулированный механизм, например, часов (циферблат - тот же упомянутый круг), в котором все двигается слажено и зачастую одновременно. Это удивительный и экспрессивный портрет Даниила Хармса, где тексты писателя расщепляются и собираются вновь, спектакль, который смотрится как путеводитель по диковинному в античном смысле микрокосму или как убедительный довод полюбить Хармса. После него становится очень приятно - будто потушили примус.

«Хармс. Мыр»

Подписаться на рассылку новостей
Поиск по меткам
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники

Афиша кино >>

комедия
Россия, 2018
детектив, шпионский фильм
Россия, 2018
боевик, криминальный фильм, триллер
США, 2018
научно-популярный фильм о природе
Австралия, 2017
фильм ужасов, фэнтези
США, 2018
фильм ужасов
Мексика, Чили, 2017
драма, криминальный фильм, триллер, фильм ужасов
Норвегия, 2017
научная фантастика, приключения
США, 2018
боевик, комедия, приключения
США, 2018
триллер, фильм ужасов
Россия, 2018
комедия, криминальный фильм
Великобритания, Канада, США, 2018
боевик, комедия, криминальный фильм
Италия, 2017
все фильмы в прокате >>