Сергей Маковецкий открывает новый сезон в театре Вахтангова
Первая премьера 96го сезона театра Вахтангова – «Мнимый Больной» – комедия-балет, впрочем, балета, в прямом понимании этого слова, начисто лишенная, но комедийность сохранившая на все сто.
Режиссером постановщиком выступил лауреат многочисленных международных премий Сильвиу Пуркарете. Как творец, выросший на драматургии В. Шекспира, К. Гольдони, Еврипида и Плавта, он решил поместить героя пьесы Аргана (Сергей Маковецкий) в самые привычные для Мольера (который был не только автором, но и первым исполнителем написанной им роли) обстоятельства - в декорации театральной сцены. От того его постоянные "болячки", "приступы" и "меланхолии" чаще воспринимаются как игра, проверка окружающих (поверят не поверят), чем истинное состояние больного.
Пустая сцена, с небрежно разбросанными по ней стульями, да красно-кровавый бархатный занавес над ней — вот и все, что откроется взгляду зрителя первоначально. Драгош Бухаджиар не утяжеляет постановку, а наоборот, дает возможность актерам властвовать над сценой, самим решать, в какой из ее частей быть и как себя подавать. Костюмы же, в свою очередь, подчеркивают внутреннее состояние героя, дополняют его образ и задают настроение. От того Арган, к примеру, как «больной», практически всю постановку разгуливает в пижаме.
фото: Валерий Мясников
Сергей Маковецкий, чьим бенефисом стоит считать этот спектакль, словно упивается шансом применить все заложенные в нем актерские возможности: за секунду меняет настроение с капризного на властное, из умирающего мгновенно становится бодрым, при этом с легкостью импровизирует и подыгрывает окружающим, не забывая о возможности актуализировать классические шутки на современный лад. Ему удается все - и повелевать, и умолять, и бояться, и наказывать, и в каждое мгновение он искренен до кончика своих пальцев как актер, и лжив до тех же самых кончиков как персонаж. Интриги и угрозы – конек Аргана, в этом седле Маковецкий уверенно дефилирует сквозь весь спектакль. При этом его герой поразительно нежен со своим дамами: и дочерьми и женой, словно еще раз давая понять, как ему не хватает любви и как он готов меняться, получая ее. Если, конечно, она исходит от самого сердца. Впрочем, его интуиция до поры до времени постоянно его подводит.
Ольга Тумайкина, в роли Туанетты - властная, ироничная, знающая себе цену и, несмотря на позицию всего лишь служанки в доме, умеющая добиться своего. Комедийный талант актрисы переливается и искрится, долетая до самых укромных уголков зала, вызывая практически каждую минуту улыбки, а иногда и заливистый смех удовлетворенных зрителей.
фото: Валерий Мясников
Сергей Юшкевич, приглашенный актер театра Современник, выбран на роль брата Аргана совершенно не случайно. Уникальным образом сочетающий в себе тонкую интеллигентность и исключительную мужественность, он с легкостью наделил этими же гранями и своего персонажа - Беральд добр и внимателен с племянницей, готов жалеть и заботиться о брате, но в нужных сценах, как по волшебству, переворачивает все с ног на голову и полностью берет власть в свои руки. Его партнерство с Маковецким, по сути, "делает" весь второй акт - без какого либо «перетягивания одеяла», с четким распределением сил и умений - и, в итоге, как результат: великолепный рабочий тандем, расставляющий в произведении всё по своим местам.
Для тех же зрителей, кому не достаточно просто восхитительной актерской игры, Сильвиу приготовил, совместно с хореографом постановки Викторией Куль, ряд визуальных сюрпризов. Танго орангутангов мало кого оставит равнодушным, как и интермедия с Полишинелем, а г-да Диареусы (у Мольера они были Диафуарусы) удивят тем, что выглядят настолько одинаково, как будто они не отец и сын, а и вовсе — близнецы (Евгений Косырев и Михаил Васьков). Лишенные всяческого обаяния и уникальности, эти герои ведут себя словно стандартизированные роботы: их внешний вид и поведение - лучшее объяснение, почему дочь Аргана Анжелика отказывается от замужества, навязанного любимым отцом.
фото: Валерий Мясников
Сама же Анжелика, в исполнении Марии Бердинских, равно как и ее возлюбленный Клеант (Сергей Епишев) - островки наивности, нежности и трогательности среди интриг и недомолвок других персонажей. Паре сопереживаешь и надеешься на их счастье. И веришь, что такому чувству никакие преграды не помеха.
Театр Вахтангова в своей постановке Мольера в который раз легко и ненавязчиво любезничает с залом, в два щелчка актерских пальцев озаряя светом все ряды до последнего. И вот уже каждый зритель - участник событий. Когда случается единение, сложно хоть на секунду отвлечься от повествования, потому что теперь ты внутри, задействован в процессе наравне с актерами. И быть частью такой постановки, бесспорно - честь.
Премьера спектакля состоялась 12 сентября 2016 года.
фото: Валерий Мясников
Евгения Нагапетян
фото - пресс-служба театра Вахтангова
обсуждение >>