Островского в режиссуре Райкина уж точно не ждали. Тут все ему должно быть чуждо: морализаторство, неторопливый ритм, все эти приметы "старины глубокой", чай из блюдечка и бесконечные разговоры вокруг да около. А Райкин человек нетерпеливый, темперамента бешеного, любитель трюков, игры, движения - что ему это "Доходное место", откуда выскочило?
Новость в том, как Райкин справился с пьесой, ничуть не соблазнившись ее актуальной поверхностью. Приличествующих Островскому подробных декораций нет как нет. Сцена практически пуста (сценограф Борис Валуев), вот только стулья, табуретки, диваны и кресла поставлены на колесики, и их стремительное движение определяет залихватский, буйный ритм всего спектакля. Райкин убрал из текста все приметы времени, одел героев (с помощью Марии Даниловой) если и не в современные костюмы, то и не в старинные, и на сцене обнаружились до боли знакомые, темпераментные, напористые, агрессивно-грубоватые наши современники.
Марина Зайонц
обсуждение >>