Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Владимир Андреев: "Вся моя жизнь связана с ГИТИСом!"

интервью >>

27-го августа народному артисту СССР, лауреату Государственной премии РФ, художественному руководителю Московского театра имени М. Н. Ермоловой, заведующему кафедры мастерства актеру Владимиру Алексеевичу Андрееву исполняется 80 лет. Накануне круглой даты с юбиляром побеседовал наш корреспондент.

- Владимир Алексеевич, в вашей семье, как известно, не было ни актёров, ни литераторов, но были театралы. Кто вам привил любовь к театру?
- Любовь к театру мне привила, во-первых, интуиция, а, во-вторых, - родители. Моя мама любила театральное искусство, и ещё в последние годы Великой Отечественной войны она приносила билеты в тот или иной театр и отдавала их мне, поскольку она работала и не всегда могла посещать театры. Я уже в детстве в свободное время ходил в театр, иногда даже забывая сделать уроки. У нас был Московский Дом пионеров, где существовала прекрасная театральная студия, а мы с моим товарищем по школе создавали разные сценки, показывали их на школьных вечерах, и затем пришли в студию и показали их, и нас приняли. А в театральной студии всё уже было поставлено на профессиональную ногу: мы создавали спектакли, шили хорошие костюмы, у нас был хороший театральный педагог-воспитатель. Среди участников этой театральной студии находились люди, ставшие впоследствии очень известными в отечественном актёрском искусстве. Например, Ролан Быков, но и многие другие. Вот так всё пошло-поехало, а потом без этого я уже не смог жить!

- В 1952 году вы окончили ГИТИС (Государственный Институт Театрального Искусства, прим. автора), курс А. Лобанова и А. Гончарова). Как вы сейчас, спустя много лет, вспоминаете студенческие годы учебы?
- Что я вспоминаю о своей учебе? Прежде всего, я вспоминаю своих учителей – выдающихся людей. Их жизнь складывалась по-разному. Андрей Михайлович Лобанов очень часто критиковался за то, что он создает отрицательные образы, а не играет положительных героев, но это было такое время. А Лобанов показывал такие характеры со всеми человеческими слабостями и пороками, которые, мягко говоря, не очень украшали человеческое общество. У Гончарова тоже судьба складывалась нелегко: он работал в разных театрах – в театре Сатиры, потом перешел в театр имени Марии Ермоловой, затем короткое время был в театре Киноактера, после чего возглавил театр на Малой Бронной, а позже – и театр имени Маяковского. Можно сказать, что он «походил» по театрам. Я до сих пор вспоминаю моих педагогов, и иногда даже использую их приемы в своем скромном творчестве, их постулаты и направления и очень хорошо это помню!

- Вы уже упомянули театр имени Ермоловой, с которым тесно переплелась ваша судьба. Сразу же после окончания учебы вы были распределены именно в этот театр. Как это произошло?
- Дело в том, что ещё будучи студентом, я был приглашен Лобановым для участия в некоторых спектаклях ермоловского театра, и так произошло, что я органично вошел в её труппу. Я был ещё в самом начале четвертого года обучения, но уже играл там в спектаклях. А потом меня стали вводить на роли текущего репертуара, т.к. артисты имеют обыкновение взрослеть, а затем – стариться. Некоторые маститые актеры должны были передавать свои роли более юным артистам, а это значит - и мне. Меня ввели в спектакль «Укрощение укротителя» Дж. Флетчера, и я, таким образом, вошел в ермоловскую труппу.

- Но наравне с актёрской деятельностью вы впоследствии стали заниматься и режиссурой, а первой вашей постановочной работой, если не ошибаюсь, стал спектакль по пьесе А. Афиногенова «Мать своих детей». Это произошло в 1963 году. А как вы пришли к тому, что стали режиссером?
- Мои сверстники – молодые актеры приглашали меня время от времени, чтобы я поставил какую-нибудь сценку для участия в концертах, либо начать какую-либо театральную работу. В афиногеновском спектакле «Мать своих детей» главную роль играла княжна Евдокия Урусова, которая только недавно (1955-56 гг.) вернулась из ссылки, и её восстановили в ермоловском театре, из которого в своё время и забрали, поэтому эта была её первая роль после возвращения домой, благодаря которой Урусова стала очень известной – и в кино, и в театре. Первая моя режиссёрская и основательная работа была связана с её именем, - я до сих пор это с благодарностью вспоминаю. Потом был «Бал воров» Ж. Ануя, «Разлом» Б. Лавренева и другие спектакли, а позже, когда я уже работал в качестве режиссёра, группа артистов предложила мне задуматься над тем, чтобы возглавить театр, и я стал его главным режиссёром.

- Давайте ненадолго отвлечёмся от театра и немного поговорим о кино. Вы дебютировали в картине «Верные друзья». Как вы в общем оцениваете свою деятельность в отечественном кинематографе?
- Вы знаете, я до сих пор, хотя у меня было много фильмов, в первую очередь - актёр театра. Я не буду лгать и скажу, что в кино мне работать интересно, ведь когда человек к чему-то привыкает (я имею в виду кинокамеру), то ему без этого уже становится скучно. Но всё-таки по манере работать над ролью (вот я сейчас с вами разговариваю, а передо мной лежит роль, работу над которой я начну осуществлять в начале нового театрального сезона),- мне намного ближе театр. Но в кино были работы, которые популярны и до сих пор,- эти фильмы по-прежнему показывают по разным телевизионным каналам. Это «Доброе утро», и «Человек родился», и «Ночной патруль», и «Жестокость», «Три дня вне закона» и т. д. Я особенно люблю фильм «Сказка о царе Салтане», где мне довелось сыграть роль царя Салтана с добрыми и беззащитными глазами. Надо сказать, что фильмы моей молодости мне дороже, чем мои последние работы, в частности, в сериалах (имеется в виду роль Павла Федотова в сериале «Принцесса цирка». Прим. автора), когда все снимается быстро, и за смену нужно снять подряд семь (!) эпизодов, а текст получаешь прямо на съёмочной площадке, и все следует быстро-быстро делать. А в то время можно было поразмышлять над тем, как выстраивается действие в кадре, привыкнуть к глазам и дыханию партнера. Но это время ушло!

- Теперь мы опять возвращаемся в театр. Вы возглавляете театр имени Ермоловой уже на протяжении сорока лет. Это, можно сказать, – целая эпоха. Что, по-вашему, изменилось в отечественном театре за этот большой срок на примере вашего театрального коллектива?
- Что изменилось? Меняется время, но театр не изменяется в главном. Театр имени Ермоловой – это психологический театр, независимо от того, что происходит вокруг. Сегодня очень часто бегут в театр. Томас Манн говорил: «В театр приходит толпа, а уходит народ». Он имел в виду значение театра как воспитателя. Сегодня для того чтобы была театральная жизнь, большие театры нуждаются в поддержке со стороны государства. Некоторые театры вынуждены ставить такие пьесы, на которые бежит толпа. Но мы сегодня, когда ставим Уильямса (я говорю о начале нового сезона) или Достоевского и Островского, то уходим от лёгкого жанра в сторону серьёзного, чтобы интерпретировать Сухово-Кобылина. Режиссёр Алексей Левинский поставил «Свадьбу Кречинского». Это очень ищущий режиссер и поклонник творчества В. Мейерхольда, поэтому позволяет себе в работе некоторые острые проявления, но всё-таки эти авторы у нас – главные, например, нобелевский лауреат Иван Бунин и те, кого я вам перечислил. Сегодня это непросто, потому что легкость, броскость, водевильность и адюльтерность представляют театр завтрашнего дня. Но, тем не менее, нам удаётся сохранять свое лицо!

- Владимир Алексеевич, у вас есть ещё одно направление деятельности – это преподавательская работа в РАТИ (РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА, бывший ГИТИС, прим. автора). Вы являетесь заведующим кафедры мастерства актёра и художественным руководителем мастерской, а также профессором. Как проходит ваша педагогическая деятельность?
- Я вам должен сказать, что общение с молодёжью и студентами приносит мне не только удовлетворение, но и помогает жить, потому что иначе человек обречён на старение и дряхление. Для меня – это очень большая часть жизни. На преподавательскую работу меня – ещё молодого человека – привел Андрей Александрович Гончаров, который тогда заведовал кафедрой режиссуры, и сказал мне: «Володя, пора начинать!». Первый курс я набрал в 1972 году, и с тех пор вся моя жизнь связана с ГИТИСом, где я учился, закончил и стал преподавать!

- Не так давно отмечался юбилей вашей супруги – замечательной актрисы Натальи Селезнёвой. Как две такие яркие личности могут ужиться в одной семье?
- Мы уже 40 лет вместе, так что это – не случайно. У меня – тоже юбилей, который можно назвать не очень весёлым, но вместе с тем и знаменательным. Канал «Культура» снял две передачи обо мне, которые пойдут в эфир 27-го августа – в день моего рождения. Это две серии о моих творческих наклонностях, хобби, моих человеческих привязанностях. Я им благодарен за это. Думаю, что кто-то увидит эти программы и у вас в Германии.

- И самый последний вопрос: как будет проходить празднование вашего юбилея в театре имени Ермоловой?
- Я его не намерен праздновать, а 27-го августа я приду в театр, и наверняка найдутся люди, которые придут меня поздравить. Это будет не на сцене, в зале не будет зрителей, я просто буду находиться у себя в кабинете и ждать, когда мне скажут: «Будь здоров, старик! Давай, жми дальше, пока живой!».

- Дорогой Владимир Алексеевич, позвольте мне от имени многочисленной армии читателей поздравить вас со славным юбилеем, пожелать вам крепкого здоровья и дальнейших творческих успехов на театральном поприще!
- Спасибо и вам, Евгений!

Беседовал Евгений Кудряц
опубликовано в газета «Вести» (Германия), сентябрь 2010-го года

обсуждение >>

№ 3
Никола Перцев (Москва)   4.02.2014 - 20:15
Одна из наших девочек, что затащили нас на малую сцену Андреева (это всё Игорь виноват :) ) - играла таки прости, - Господи - тутутку. Нет, ничего, миленькая... И совершенно в духе бедняги Бунина... А... читать далее>>
№ 2
Зритель (Нижний Новгород)   27.08.2010 - 15:52
Будь здоров, старик! Давай, жми дальше, пока живой! Владимир Алексеевич, мы Вас очень любим и ждем новых работ читать далее>>
№ 1
Лащинская (Алматы)   27.08.2010 - 10:44
Творческих успехов. Спасибо Вам за роли которые Вы сыграли в кино, театре. читать далее>>

Афиша кино >>

драма
Россия, 2018
драма, исторический фильм, экранизация
Великобритания, США, 2018
арт-хаус, драма
Дания, Швеция, 2019
комедия, мелодрама, приключения, семейное кино, спортивный фильм
Россия, 2019
боевик, драма
Россия, 2018
детский фильм, семейное кино, сказка, фэнтези
Китай, 2017
драма, молодежный фильм, музыкальный фильм
Россия, 2019
психологический триллер, боевик
Канада, США, 2018
все фильмы в прокате >>
«Дефолт»
Ролики фильмов
«Дефолт»
Глава отдела по денежно-кредитной политике Банка Кореи уверяет, что страна столкнется с финансовым кризисом, но её никто не слушает.
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен