Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Владимир Иванов: «То, что было вчера прекрасно и замечательно, сегодня не представляет интереса для публики!»

интервью >>

Имя театрального режиссёра и педагога Владимира Иванова тесно связано с театром имени Вахтангова и театральным училищем имени Щукина. Сегодня в беседе с нашим корреспондентом Владимир Владимирович обсуждает проблемы современного российского театра.

- Владимир Владимирович, если применять спортивную терминологию, то Вы – тренер, который раньше был игроком, т. к. до работы режиссёром вы являлись актёром. Знание профессии актёра изнутри Вам помогает в работе?
- Я безусловно был актёром и окончил щукинское училище и долгое время работал в вахтанговском театре в качестве актёра, а потом стал ставить спектакли, и сейчас в репертуаре театра имени Вахтангова идут несколько моих спектаклей – «Дядюшкин сон» с Владимиром Абрамовичем Этушем и Марией Арновой, которая была моей студенткой, потому что я ещё и преподаю в театральном училище имени Щукина, я – профессор кафедры актёрского мастерства, так что я – режиссёр актёрский, – и потому, что сам был актёром и потому, что считаю самым главным достижением, когда артисты хорошо играют!

- В 90-е годы Вы завершили актёрскую карьеру. Трудно ли было психологически принять это решение?
- Нет, совсем нетрудно потому что я к этому времени в училище занимался выпуском дипломных спектаклей со своими студентами, (в этом году я уже набрал свой четвёртый курс), – это была учебная режиссура, которой я уделял много времени, поэтому у меня не было трагедии в том, что моя актёрская карьера закончилась, и что же мне теперь делать?

- Вы только что упоминали свою педагогическую деятельность, я хотел задать следующий вопрос на эту тему. Всем известно, как проходят вступительные экзамены в театральные ВУЗы, а можно ещё на начальном этапе на первом курсе уже определить перспективность и творческий потенциал того или иного студента? Были такие случаи, когда малоперспективные на первый взгляд студенты Вас удивляли?
- Естественно, это же – очень сложный процесс становления человека. Я всегда говорю своим студентам: «В том, что у вас есть дарование – вашей заслуги нет, потому что это – дар Божий. В том, что у вас такие замечательные данные, тоже вашей заслуги нет, – это постарались мама с папой. А вот как вы с этим богатством, которое вам досталось, обойдётесь и как вы его сможете реализовать, – зависит только от вас!» И часто бывает так, что эта способность к самореализации играет огромную роль, иногда даже и бо́льшую , чем то дарование, которое отпущено человеку, и это тоже влияет на то, каким артист будет в конечном итоге, хотя, конечно, когда набирается курс, всё таки есть отличие между людьми, которые одарены и обладающими данными, чтобы заниматься этой профессией и теми, кто одарены меньше. Как дальше всё будет развиваться – покажет время!

- Чтобы не быть голословным, я вам приведу всего два примера из числа Ваших учеников. Вы уже упоминали Марию Аронову, а из более молодых артистов я бы хотел назвать Нонну Гришаеву и Александра Олешко. Когда они у Вас учились, Вы предполагали, что они будут так блистать?
- Дело в том, что они учились на разных курсах. Нонна училась на том курсе, где были Маша Аронова, Аня Дубровская, Паша Сафонов, Володя Епифанцев, Кирилл Пирогов. Это – очень известные сейчас актёры, реализованные и любимые зрителями. А Саша Олешко со следующего курса. Так сложилось волею обстоятельств, что они с Нонной сейчас вместе много работают. Они вместе играли в спектакле «Мадемуазель Нитуш», который шёл и сейчас идёт в вахтанговском театре, только ни Саша, ни Нонна в нём уже не играют. Нонна досталась мне, что называется, «по наследству»: я её не отбирал, просто она училась на предыдущем курсе, по болезни осталась на второй год и пришла ко мне на курс, а вот Сашу отбирал я. Конечно, они – одарённые люди, и было понятно, что от них можно многое ожидать!

- Вы являетесь режиссёром театра им. Евг. Вахтангова. Насколько сегодня, в наше непростое время, этот театр сохраняет великие традиции, или чем-то приходится всё таки жертвовать?
- Искусство театра существует во времени, больше, чем какая-либо творческая деятельность человека, поэтому либо то, что происходит на сценической площадке, находит сегодня непосредственный отклик в зрительном зале, тогда – всё в порядке, либо – нет! Ведь ты никому никогда не докажешь, что это – хорошо. Человек, к примеру, написал картину, она никому не приглянулась, но прошло сто лет, на каком-то пыльном чердаке её нашли и продали за колоссальные деньги , потому что, как оказалось, художник заглянул в будущее. Так же может быть и с литературой, и с музыкальными произведениями, и со скульптурой. А с театром так не получается: либо сегодня – да, либо потом никому ничего не расскажешь! Естественно, меняется время, которое диктует свои законы, и то, что было вчера прекрасно и замечательно, сегодня не представляет интереса для публики! Есть понятие «традиции», есть какие-то корни, которые существуют и характеризуют политику театра, но время чрезвычайно сильно влияет на лицо театра и определяет его.

- Современная российская антреприза – относительно новый вид театральной деятельности, который сейчас очень распространён в России. Вы являетесь режиссёром одного из таких постановок. В чём заключается специфика антрепризного театра?
- Надо сказать, что антреприза за время своего существования в новой России сильно изменилась. Она стал более требовательна к тому, что на делает, затратность постановочных средств теперь намного выше, чем было раньше, и в антрепризу в последнее время пришло большое количество очень хороших артистов. Антреприза хороша тем, что можно собрать чрезвычайно мощную актёрскую команду, потому что, когда ты работаешь в театре, то ты ограничен теми возможностями труппы, которую тебе предоставляют, и в редких случаях можно в спектакль какого-либо репертуарного театра пригласить человека «со стороны». Что же касается антрепризы, то тут действительно можно собрать мощнейшую команду и сделать то, что часто невозможно в этом смысле сделать в репертуарном театре.

- Вы являетесь режиссёром антрепризного спектакль «Будьте здоровы, месье!». Это – комедия-фарс по пьесе французского драматурга Пьера Шено. Чем был обусловлен выбор автора, пьесы и жанра?
- Дело в том, что этот спектакль когда-то шёл в вахтанговском театре. В своё время его поставил замечательный вахтанговский режиссёр и вообще одна из знаковых фигур в истории театра имени Вахтангова Владимир Георгиевич Шлезингер (1922-1986). Это была его работа, он принёс эту пьесу в театр, и со своим товарищем еще по детскому саду – Владимиром Абрамовичем Этушем – задумал этот спектакль и стал над ним работать. Я тоже был занят в данной постановке, играл одну из ролей и участвовал в его премьере. Это был легендарный спектакль, который в течение 20 лет почти 600 раз прошёл на сцене вахтанговского театра. Но время поменялось, Владимир Абрамович в какой-то момент понял, что дальше ему очень сложно играть эту роль, потому что она очень энергетически затратная и требует очень мощного физического существования на сцене, - это комедия, порою даже гротескная. В этой роли его сменил Вячеслав Анатольевич Шалевич, который тоже долгое время играл в этом спектакле, а потом, как это бывает, спектакль начал разваливаться, так как свою жизнь уже прожил, а так как он был чрезвычайно интересен, и пьеса очень заманчива, и существующие в ней коллизии, то продюсер Валерий Пономаренко, которому принадлежит театр «Миллениум», решил сохранить этот спектакль: выкупил у наследников драматурга авторские права и обратился ко мне, как к человеку, который играл в этом спектакле, и как к достаточно известному режиссёру. Владимир Георгиевич Шлезингер был не только режиссёром вахтанговского театра, но одним из моих учителей по щукинскому училищу. Этот человек привёл меня в педагогику и в своё время пригласил преподавать в училище имени Щукина, когда я был ещё молодым актёром. Я нежнейшим образом относился к нему и его памяти и я сказал Валерию Карловичу (Пономаренко, прим. автора), что я это сделаю, чтобы спектакль моего учителя Владимира Георгиевича жил дальше. Я адаптировал этот спектакль к новым условиям и совершенно новому составу, но в основе это – то воспоминание об учителе, которое долгое время жило в вахтанговском театре!

- Вы говорили, что одним из преимуществ антрепризы является то, что можно собрать мощный актёрский состав. Судя по Вашему спектаклю, это Вам удалось! Вы уже упоминали Вячеслава Шалевича. Я могу добавить имена Алексея Гуськова, Лидии Вележевой, Алы Роговцевой и молодого актёра Дениса Матросова. Трудно ли было их собрать вместе?
- Это, естественно, один из сложных вопросов. Могу Вам сказать, что буквально вчера я виделся с Александром Анатольевичем Ширвиндтом и поинтересовался: «Как дела?», на что он мне ответил: «Ужас и кошмар! Невозможно собрать НИ-КО-ГО! Кто-то снимается, кто-то гастролирует, кто-то – на телевидении, кто – в кино. Все носятся, как угорелые, у всех есть огромное количество работы «на стороне», поэтому репетиции идут «через пень-колоду!» Это происходит в репертуарном театре – в театре Сатиры, которым руководит Александр Анатольевич. А что же сказать об антрепризе? Очень часто для людей, которые за неё берутся, это – возможность для самовыражения. Вы назвали Алексея Гуськова. Он занимается кинематографом, очень много снимается и очень ангажированный, замечательно работающий, артист, но очень скучающий по театру. Когда ему предложили использовать эту возможность – участвовать в таком спектакле, то он с радостью за неё ухватился. Мало того, буквально в начале ноября я начинаю работу над новой постановкой в вахтанговском театре. Это пьеса Горького «Зыковы», где в качестве главного исполнителя Антипы Зыкова приглашён Алексей Гуськов. Он с огромной радостью согласился и раздвинул свои съёмочные проекты с тем, чтобы репетировать и выпустить этот спектакль. Это – очень манкая для актёра возможность оказаться в новой творческой ситуации, с новыми партнёрами, как правило, в очень сжатые сроки выпустить спектакль и потом его «эксплуатировать»! Спектакль «Будьте здоровы, месье!» в новой редакции существует уже 3 года.

Беседовал Евгений Кудряц

обсуждение >>

№ 2
александр л. ясень (горелов ) (москва)   17.01.2014 - 21:10
Аплодисменты, господа! Аплодисменты, и - не жалейте своих ладеней, пожалуйста... читать далее>>
№ 1
ALECCESS (London)   17.01.2011 - 22:53
Владимир, Вы абсолютно правы в Заглавии вашего интервью, но в этом виноваты безталанные режиссёры-халтурщики! читать далее>>

Афиша кино >>

военный фильм, драма
Россия, 2019
мелодрама, триллер
Россия, 2019
биография, драма, исторический фильм
США, 2017
биография, исторический фильм
Великобритания, Германия, США, 2018
научная фантастика, триллер
Испания, 2018
комедия, мелодрама
Великобритания, 2019
детектив, драма, криминальный фильм, триллер
США, 2019
драма
Россия, 2019
все фильмы в прокате >>
«Волшебный лес»
Ролики фильмов
«Волшебный лес»
Мышонок Мортен предлагает принять закон, согласно которому все животные должны перестать есть друг друга, чтобы жить в мире и согласии.
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен