Кино-Театр.ру
МЕНЮ
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру
Кино-Театр.ру мобильное меню

Илья Носков: "Сидя в театре и часто ничего не делая, ты, в лучшем случае, перестаешь творчески расти!"

интервью >>

Питерский актер Илья Носков запомнился телезрителям по роли Эраста Фандорина в фильме «Азазель», но кроме киноработ этот замечательный артист занят и в театральных проектах. В начале декабря в Санкт-Петербурге можно будет увидеть его моноспектакль «Ветеръ». С этой темы и начался разговор Ильи и нашего корреспондента.

- Илья, честно признаюсь: я давно собирался побеседовать с Вами, и очень рад, что у меня появилась такая возможность, тем более, что для этого есть все основания. Совсем скоро состоится Ваш моноспектакль «Ветеръ». Я знаю, что у него богатая история...
- С момента создания спектакля «Ветеръ» и его премьеры на сцене Александринского театра прошло уже почти 10 лет. Спектакль был сыгран около 50 раз. Было 3 перерыва по 9 месяцев и 1 (последний) больше года, так что можно сказать, что спектакль каждый раз рождается заново. Моноспектакль создает один человек – актер на сцене. Поэтому за эти 10 лет менялся я, были разные площадки, разные жизненные ситуации. Основные мотивы и смыслы оставались, но нюансы каждый раз разные. Я бы сказал, что не было ни одного одинакового спектакля. Несколько раз я играл «Ветеръ» с температурой под 40 градусов, когда не знаешь, как выйдешь на сцену через полчаса. Были жизненные катаклизмы, свои бури, но я выходил на сцену и окунался в бурю страстей персонажей моего спектакля. Премьера спектакля совпала с утверждением меня на роль Эраста Фандорина в фильме «Азазель». Так получилось, что творческий выплеск в театре, желание доказать чего я могу и стою, притянул к себе работу и в кино...

- К Вашим киноработам мы вернемся чуть позже, а скажите, почему Вы ушли из Александрийского театра, где проработали 10 лет?
- В наше время репертуарный театр в большинстве случаев напоминает крепостную зависимость, когда начальник чувствует себя царем и богом. Это выливается в нежелание отпускать актеров в кино и независимые театральные проекты, но при этом ты прекрасно понимаешь, что сидя в театре и часто ничего не делая, ты, в лучшем случае перестаешь творчески расти, тебе становится на все наплевать, а в худшем случае ты вообще спиваешься. Поэтому многие вещи надо либо терпеть и съедать, либо что-то доказывать, чего очень не любит руководство. Конечно, есть исключения в театральном мире, но это больше касается московских театров, где за творческим ростом актера следят и на него делают ставки. Вообще я открыт для предложений и иду работать туда, где интересно. В сентябре 2010 года состоялась премьера в Новгородском театре драмы Ф. Достоевского «Коварство и любовь», где я сыграл Фердинанда. Спектаклю чуть больше года. Предложение от режиссера спектакля Сергея Морозова поступило еще весной. Театр решил вдохнуть новую жизнь в спектакль, пригласив известного актера. Мне была предоставлена запись, я ее посмотрел и был приятно удивлен уровнем актеров и дал согласие на участие. Да и не каждый день бывают такие подарки – тебе предлагают играть Шиллера! Все лето я снимался в Волгограде (сериал «Шахта»), а освободившись от съемок, я поехал вводиться в спектакль и 25 сентября состоялась премьера. А уже 8 октября с Новгородским театром я играл «Коварство и любовь» в Калуге в рамках фестиваля «Старейшие театры России». Антреприза несколько сродни съемкам в кино, когда используют твой типаж, твою известность, никто не сомневается в твоем статусе. Раз тебя позвали – на тебя делают ставку. Собирается компания единомышленников, которая понимает, что делать и за какие деньги. Также с братом, актером Андреем Носковым, в 2004 году мы создали театральное товарищество «Носковы и компания», в репертуаре которого сейчас 4 спектакля.

- «Ветеръ» – моноспектакль по поэме А.Блока «Двенадцать» и повести А.Пушкин «Медный всадник». Нужно обладать определенной смелостью, чтобы объединить в единое целое этих двух Александров...
- Первые мысли о спектакле возникли когда я был студентом 3-го курса, это был 1995 год. Тогда я работал только с «Медным всадником». Было прочитано много книг о городе, о Петре I… Создавался «институт» вокруг спектакля (как говорил мой учитель и режиссер спектакля «Ветеръ» Юрий Васильев). В 1997 году я попал в труппу Александринского театра и в 2001 году там состоялась премьера. Теперь же это будет новое пространство, новое декорационное решение, новая атмосфера.

- Можно заметить, что и Блока и Пушкина объединяет город Петербург. Вы согласны с этим?
- Петербург – великий город, фантастический, он живой и всегда в движении! Этот город до сих пор влияет на историю России. Мощная энергия Петровских преобразований до сих пор движет, меняет и сам город и людей, которые в нем живут. Нам хотелось понять, что было тогда и чем мы живем сейчас. От чего человек в этом городе может стать великим и от чего может затеряться или же погибнуть. Мы разгадывали Пушкина, были прочитаны дневники и все произведения, написанные в 1833 году. Мы использовали беловой вариант рукописи, который Пушкин подал царю для цензуры (царь был личным цензором поэта). И после нескольких пометок царя, А.С.Пушкин не стал печатать «Медный всадник», т.е. произведение, которое мы все знаем со школы – это правка Жуковского после смерти Пушкина. А.А.Блок возник как мощная личность из другой эпохи, остро чувствующий жизнь и перемены. Соединив эти два произведения, я смог охватить всю трехсотлетнюю историю Великого Петербурга...

- Если кратко сформулировать основную идею спектакля: в чем его основной посыл?
- В нем затронуто очень много тем: проблемы личности, государства, для чего живет человек, чем дышит в таком городе как Петербург. Город, который постоянно меняется, переживший столько потрясений, войн, блокаду… Какой я в этом городе и зачем…

- Ваш спектакль называется «Ветеръ». Чем вызвано это название и архаичный твердый знак на конце?
- Ветер – это и стихия природы, и катаклизмы истории, веяние чего-то нового и неизвестного. То, что почувствовал А.Блок, писав «Двенадцать»: «Несколько дней я физически ощущал мощный шум. Наверное, крушение старого мира». Ветер – это повседневные искушения для людей тогда и сейчас, властью, деньгами, неожиданными приобретениями и потерями. И потом мы нашли в дневниках Блока рисунок человека, который идет сдуваемый ветром и надпись "Ветеръ"!!!! Ну разве это не знак?!

- У моноспектакля есть свои преимущества, но имеются и недостатки. С одной стороны, актеру не нужно на себя «тянуть одеяло», но с другой, – нет возможности «спрятаться» за партнера или даже передохнуть, ожидая за кулисами очередной выход. Почему Вы решились на такой смелый эксперимент?
- В Александринке у меня тогда было мало работы, и я хотел всем показать, на что способен. А моноспектакль – отличная возможность себя выразить! Ты один создаешь целый мир, множество людей и образов! Играть одному сложно, но это был осознанный шаг. Ведь в моноспектакле человек говорит о наболевшем, сокровенном. Ты поднимаешь вопросы, проблемы, давно тебя волнующие и пытаешься на них ответить вместе со зрителями. И это интересно! Ведь оба Великих автора в конце жизни (последние год, два) – совершенно другие люди. Мой спектакль и о них тоже, только спустя много лет. Я смотрю на Пушкина и Блока, на их произведения сквозь призму лет и всего, что сказано, написано о них и их произведениях.

- Для какой зрительской аудитории этот спектакль?
- Зритель должен быть мыслящим! А человек может задумываться о каких-то серьезных вещах и в раннем возрасте. На спектакле я создаю свой мир, свое времяисчисление, я могу его остановить или растянуть. Когда на спектакль приходили школьники, я много раз чувствовал, как они заведены, что они живут в другом ритме, но когда начинался спектакль, они притихали, попав в мой мир. Ведь темы любви, смерти, веры в Бога, потери веры, предательства были всегда и волнуют так или иначе каждого. И если человек знает, кто такой Пушкин и Блок, как они жили, любили, умирали, если он не равнодушен к истории города святого Петра и России, он найдет для себя нечто в моем спектакле...

- Теперь самое время вернуться к Вашим киноработам. Вы уже сегодня упоминали одну их своих первых работ в кино – роль Эраста Фандорина. Хочется отметить, что эта была очень серьезная и сложная роль, с которой Вы блестяще справились. Чем Илья Носков сможет порадовать поклонников в ближайшее время?
- Это, прежде всего, 12-серийный фильм «Женские мечты о дальних странах» (режиссер Владимир Шевельков), выход которого ожидается на 1-м канале, а также 16-серийный проект компании «Дикси», сериал «Шахта», (режиссеры Владимир Виноградов и Сергей Лесогоров), его выход также следует ожидать на 1-м канале. Открытием для меня стал режиссер и актер Владимир Шевельков – удивительный человек и великолепный мастер. Для меня он Режиссер с большой буквы. Умение работать с группой, с актерами, со всем творческим коллективом, создать атмосферу на площадке, все шероховатости решать с юмором – все это Владимир Шевельков. Мой герой в сериале «Женские мечты о дальних странах» Вадим Чебаков – юрист, баловень судьбы, мегамозг, который, находясь на взлете карьеры, вдруг теряет все и весь фильм ищет свою большую любовь, которая его кинула, и пытается вернуть свое доброе имя. Он проходит кучу мытарств, испытаний, унижений, но благодаря своему характеру добивается того, чего хотел. В «Шахте» мой герой Алексей Журавлев – этакий крепкий орешек, прошедший Чечню, что помогает ему быть лидером в оцепленном городе, помогать, утешать и не дать случиться тому, чтобы его родной город погрузился в хаос!

- А нашим читателям, живущим в Санкт-Петербурге, я желаю погрузиться в великую поэзию Пушкина и Блока в моноспектакле «Ветеръ», который состоится 9-го декабря в 19.00 в театре музея Ф. Достоевского!

персоны
Кино-Театр.ру Фейсбук
Кино-Театр.ру Вконтакте
Кино-Театр.ру Одноклассники
МирТесен

Афиша кино >>

драма, комедия
Беларусь, Германия, Россия, США, 2018
боевик, комедия
Италия, 2017
боевик, научная фантастика, приключения, фэнтези
Австралия, США, 2018
боевик, научная фантастика, приключения
США, 2018
детский фильм, сказка
Китай, США, 2018
биография, музыкальный фильм
Франция, 2017
комедия, семейное кино, фэнтези
Германия, 2016
арт-хаус
Германия, 2018
все фильмы в прокате >>