Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Юлия Меньшова: "Театр всегда предполагает двух со-творцов: актеров и зрителей!"

интервью >>

В апреле в Германии будет показан спектакль «Безымянная звезда». Главную женскую роль в нём исполняет Юлия Меньшова. Накануне гастролей наш корреспондент побеседовал с этой популярной российской актрисой.

- Уважаемая Юлия, я хотел, чтобы наш разговор начался с темы «Студенчество». Вы, как известно, окончили школу-студию МХАТ, а Вашим педагогом был Александр Калягин. Чем Вам запомнились эти годы, что навсегда врезалось в память?

- Знаете, для меня студенческие годы – вовсе не «светлое воспоминание жизни». Я проживала тогда мучительный этап «самоедства», которому не помогали ни уверения педагогов, ни высокие оценки. Я была крайне строга к себе. И по-человечески, и в сфере обучения. Не доверяла своему выбору, бесконечно сомневалась в любых своих достижениях. В общем, мне с собой было трудно (улыбается). Но учиться мне очень нравилось. Как, впрочем, и до сих пор. Александр Александрович был мастером нашего курса. Он был обаятелен, очарователен, делился с нами своим опытом, пытался даже прививать нашей разношёрстной компании некоторое единство вкуса, устраивая на первом курсе просмотры хороших фильмов у себя дома… Но смотрел он на нас, конечно, не пристально: его собственная карьера не стояла на месте. И потому мои воспоминания в большей степени связаны с другими педагогами, которые ежедневно, преодолевая рутину, закладывали в нас основы РЕМЕСЛА. Среди них – великий педагог по актёрскому мастерству Алла Борисовна Покровская и не менее великий педагог по сценической речи – Анна Николаевна Петрова (которая, кстати, сейчас живёт в Германии). То, чему учили они, каждый день помогало и помогает мне в моей жизни и в профессии. Это платформа, на которой можно крепко стоять на ногах. Ведь актёрство, как и любое творчество, трудно формулируется. Но при этом любое чувство, которое ты хочешь донести до зрителя, необходимо облечь в эту форму, иначе оно не будет воспринято. И Алла Борисовна, и Анна Николаевна помогали нам проходить этот путь скрупулёзно –внимательно. И насытили нас, студентов, таким багажом знаний и навыков, что до сих пор в каждой своей работе, я на них опираюсь.

- С 1990 по 1994 год Вы проработали в труппе МХАТа им. А.Чехова. Что Вам удалось сделать за этот непродолжительный период на театральных подмостках?

- Сыграла я много чего за этот «непродолжительный период», но вспомнить особенно нечего. Театр тех лет был довольно уныл. Государство перестало финансировать культуру. Общество гораздо в большей степени было увлечено политикой – она заменяла все зрелища, и зрителей в зале год от года становилось меньше… Я любила свою самую первую роль в театре, Женьку, в спектакле «Яма». Потому что она была психологичной, в ней можно было размышлять о разных сторонах души. Любила очень детский спектакль «Ундина», который и до сих пор идёт в МХТ. Это был такой праздник цвета, формы и красоты в противовес абсолютному мраку будней нашей тогдашней жизни. Даже не роль свою любила (Берта), а именно спектакль в целом. И любила самый последний спектакль, который выпустила и сыграла на сцене МХАТа – «Плач в пригоршню» по пьесе Володи Гуркина (он же автор пьесы «Любовь и голуби»). Репетиции этого спектакля были какой-то нескончаемой радостью. Дима Брусникин, режиссёр, настолько точно чувствовал материал, и говорили мы все о чём-то таком глубинно-родном-понятном, что на репетиции не шла, а бежала. И зрители этот спектакль очень любили. А роль Зины была не очень большая, но трудная: от юности до старухи. И предметом моей гордости был тот факт, что когда я в 3 акте выходила играть старуху, при минимуме грима, только меняя одежду и накидывая черный платок, зрители думали, что это другая, настоящая «возрастная» артистка играет ту же роль. Не узнавали.

- Сейчас очень многие актёры ведут телепрограммы, а в середине 90-х такая ситуация не была типичной. Что Вам как актрисе дала телевизионная деятельность в качестве телеведущей?

- Ничего. Это абсолютно непересекающиеся профессиональные сферы. И вовсе не каждый актер может быть телеведущим, как не каждый телеведущий может быть способен к актёрским проявлениям. Иногда человек соединяет в себе оба этих качества. Так было в моём случае. Но мне тогда абсолютно нечем было воспользоваться из опыта своей театральной биографии, как и сейчас тот опыт – никак не помогает в профессии актрисы.

- Мне известно, что кроме работы в кадре Вы некоторое время занимались и административной работой, являясь заместителем директора канала «ТВ-6 Москва». Вам нужно было вживаться в роль теленачальницы или нет?

- «Вживаться в роль»??? Как вы себе это представляете? Это же не кино. Это же всё на самом деле происходило со мной в моей жизни. И стала я заместителем директора «собственного производства» телеканала не сразу, а постепенно двигаясь от должности к должности. И это не было скучной карьерной лестницей. Мы все были молодой командой, у нас была куча разных идей, нам было интересно друг с другом, нам нравилось делать телевидение, а у меня к тому же обнаружились неплохие аналитические и организаторские способности. Всё как-то складывалось само собой…

- Теперь мы немного поговорим о кино. Ваш дебют состоялся в 1990 году в музыкальной картине «Когда святые маршируют», где Вы сыграли роль главной героини Люси Левченко в молодости. С тех пор прошло больше 20 лет. Вы помните свой первый съёмочный день?

- Нет. Да и работа эта была скорее «проходной». Я там играю роль оживлённой на некоторое время фотографии. Надо сказать, что Люсю Левченко исполняла моя мама. И меня взяли за «сходство». Но в жизни оно между нами и, правда, было, а на плёнке начисто почему-то исчезло. Такой вот казус! Своей первой работой в кино я считаю фильм «Действуй, Маня!». Но и там первого съемочного дня не помню. Нет во мне этой романтики. Увы.

- С 2008-го года Вы играете роль старшего следователя по особо важным делам Ольги Глухарёвой. Интересно, что существует ваш экранный однофамилец Сергей Глухарёв в другом сериале «Глухарь» в исполнении Максима Аверина. Какую из киноролей Вы бы ещё хотели отметить?

- Начнем с того, что упомянутую вами роль Ольги Глухарёвой, мне бы отметить не хотелось. К сожалению, ни этот образ, ни сам сериал, в целом, не имеют каких-либо достоинств, о которых бы имело смысл говорить всерьез. Сегодняшнее мировое ТВ переполнено такого рода продукцией, сделанной скупо, сухо, почти прямолинейно-сюжетно. Я с таким производством столкнулась впервые. И поначалу была полна иллюзий, что авторы сценариев со временем «раскачаются», герои наши станут более живыми, а интриги чуть более сложными. И мне понадобилось отработать два сезона, чтобы понять, что, увы, у этой продукции есть своя определенная ниша. И никто и никогда не будет разрабатывать характеры или интриги, потому что в данном случае действует принцип «достаточности». Для меня мучительный. Я с огромным трудом отработала свой последний контракт и отказалась от подписания «продолжения», которое могло быть, наверное, многолетним даже… Но я не справляюсь с этим форматом. Ни как профессионал, ни как человек. В некотором смысле, он меня «убивает» своей математической предсказуемостью и … скукой. В отличие, кстати, от сериала «Глухарь», который пользуется невероятным успехом у российского зрителя. И абсолютно заслуженно. Потому что создатели этого сериала «взорвали» предсказуемость и допустили живое и парадоксальное течение жизни. И мой «однофамилец» Глухарёв – Максим Аверин – пожинает сейчас все лавры славы, потому что его герой хоть и бесконечно обаятелен, но отнюдь не безгрешен. И это дает невероятный объем правды!!! А отметить хотелось бы сериал «Бальзаковский возраст, или все мужики сво…». Мне кажется, в нём была прекрасная драматургическая основа, смешные и узнаваемые ситуации, чуть преувеличенные до комедийного жанра, и играть в этом сериале – было удовольствием. С не меньшим удовольствием я сейчас узнаю, что с каждым повтором этого сериала на ТВ у него только прибавляется поклонников. Он, как хорошее вино, с каждым годом лишь настаивается, а не теряет привлекательность! И я любила свою героиню, Веру.

- С 2001-го года Вы возглавляете продюсерский центр «Студия Юлии Меньшовой». Если можно, несколько слов об этом аспекте Вашей деятельности…

- Слов и правда будет несколько, потому что я возглавляла свой продюсерский центр до 2002 года, после чего он был благополучно закрыт. Мы успели произвести несколько выпусков оригинальной программы «Рядом с тобой» и производили выпуски программы «Я сама» после закрытия телеканала ТВ-6. Однако, в 2002 году наши контракты на эти 2 передачи не были продлены, другого производства налажено не было, а я забеременела. Таким образом, «Студия» закрылась, а я сделала вывод, что внутри структуры я могу быть очень полезным сотрудником, однако бизнесмен из меня никудышный!

- С 2009-го года Вы играете в антрепризном спектакле «Безымянная звезда». Расскажите, пожалуйста, как Вы попали в эту постановку. Были сомнения, что зрители начнут сравнивать эту постановку со знаменитым фильмом, где играли Игорь Костолевский и Анастасия Вертинская?

- Как попала? Позвали (улыбается). А сомнений не было. Не знаю, что это – самонадеянность или уверенность в том, что каждый материал можно открыть по-разному? Режиссёр, Ольга Анохина, очень любопытно мотивировала поступки всех персонажей, умела быть заразительной. И стало очень интересно работать над этой пьесой. Она дала толчок к тому, чтобы пытаться докопаться к глубокому содержанию героев, а не держаться только поверхностной сюжетной линии – мелодрамы. И мне кажется, что нам удалось рассказать ту же историю совершенно иначе.

- Насколько отличается антреприза от репертуарного театра?

- Знаете, я репертуарный театр очень не люблю. Поэтому могу быть предвзятой. Но мне кажется, что административная система российского репертуарного театра, в конечном итоге, истребляет саму суть творчества. Огромное количество «несвобод» сковывает его дух. Антреприза же хороша свободным выбором всех участников процесса, включая зрителей. И конкурентной средой, которая, за прошедшие 10 лет, сделала антрепризу сравнимой с репертуарными постановками. Закончилось время «бедных» декораций и костюмов, или ставок только на имена актёров. В антрепризе выходят серьёзные спектакли со всех точек зрения. И антреприза более чутко реагирует на потребности зрителя. В ней никогда не будет «искусства ради искусства». Она заинтересована – продать спектакль. Она не может – навязать. И, как ни странно, в этом она гораздо больше соответствует содержанию театра. Потому что ТЕАТР всегда предполагает двух со-творцов: актёров и зрителей.

- Скоро спектакль «Безымянная звезда» увидят зрители Германии. Что бы Вы хотели им пожелать?

- С абстрактными пожеланиями мне трудно… Я не умею… Могу только пожелать ценить наше здоровье, потому что мы им часто не дорожим, в то время как это такое счастье: проснуться каждым утром здоровым и пользоваться всеми дарами жизни на полную катушку! И пожелать: любить и быть любимыми. Если это есть, то всё остальное – мелочи! (улыбается).

Беседовал Евгений Кудряц

обсуждение >>

№ 6
Grafinya D.   20.04.2011 - 03:46
Я абсолютно согласна и с Юлией Меньшовой, и с Алей - автором предыдущего поста, что в театре и актер, и зритель - творцы действа. Хоть нас разделяет пресловутая "четвертая стена", но спектакль... читать далее>>
№ 5
Alya   3.04.2011 - 10:00
А я, пожалуй, соглашусь с высказыванием Юлии: "Театр всегда предполагает двух со-творцов: актеров и зрителей!" и даже это высказывание поддержу. Я сама, как зритель, присутствуя иногда на... читать далее>>
№ 4
попич   31.03.2011 - 13:02
"Театр всегда предполагает двух со-творцов: актеров и зрителей!" Театр - форма разделения на зрителей и актеров и основан на этом разделении, так что театр скорее утверждает этот дуализм,... читать далее>>
№ 3
Alya (Москва)   30.03.2011 - 10:21
не возможно и не есть! :) не стройте предположений, не судите предвзято, вы лишаете себя новых впечатлений, а "бездарности" в главных ролях настолько хороши и искренни в исполнении, что смотреть... читать далее>>
№ 2
Сергеев Владимир   30.03.2011 - 06:12
Возможно, так и есть. читать далее>>
персоны

Афиша кино >>

фильм ужасов
США, 2019
драма
Россия, 2021
драма
Россия, 2021
драма, комедия, мелодрама
Япония, 2020
боевик, приключения, триллер, шпионский фильм
Великобритания, США, 2020
драма, криминальный фильм, триллер, фильм ужасов, фэнтези
Франция, Бельгия, 2021
психологическая драма
Россия, 2020
драма, комедия
Великобритания, Канада, США, 2021
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен