17 декабря в
ЦиМе прошел круглый стол-пролог к гастролям в Москве Петербургской
Лаборатории ON.ТЕАТР «Есть ли шанс у независимого театра?».
Независимый театр существует в России вопреки всему. Не являясь бизнесом, он существует по законам рынка. Не являясь бюджетным учреждением, как основная масса театров в стране – при этом выполняя работу, которую государственный театр сбросил с себя как обузу – он не получает государственной поддержки. Ему не помогают меценаты, поскольку их нет в стране, так как нет у нас Закона о меценатстве. Его не поддерживают фонды, поскольку фондов по поддержке культуры в стране единицы. Независимые театры открывают энтузиасты, готовые отдать часть жизни для других людей. Закрыть театр может всякий, кому он мешает. На встрече с создателем Лаборатории ON.ТЕАТР
Миленой Авимской и другими представителями негосударственных театров шел разговор о том, какие шансы остались у независимых трупп и театральных площадок в России, где государство год за годом ужесточает контроль над культурой.
В дискуссии приняли участие руководитель Лаборатории ON.ТЕАТР
Милена Авимская, арт-директор
Центра им. Мейерхольда Елена Ковальская, руководитель
Театра.doc Елена Гремина, директор агентства театров танца
ЦЕХ Екатерина Алексеенко, арт-директор ростовского театра
18+ Юрий Муравицкий.
Юрий Муравицкий, арт-директор ростовского театра 18+ рассказал о том, как работает их проект:
«Мы напрямую зависим от благосостояния и положения дел человека, который этот театр учредил. Для нашего владельца, увлекающегося и вдохновленного продажами современного искусства на Западе, - это детище. Конечно, очень сложно работать, когда все зависит от его вкуса и его состояния. В театре 18+ нет своей труппы, у нас играют молодые и талантливые актеры молодежного театра Ростова. При этом режиссеры других театров не разрешают своим подопечным играть у нас в те дни, когда у них идут спектакли. Мы даже не можем планировать гастроли, т.к. как только эта информация попадает на всеобщее обозрение, то сразу же на эти дни в афише Молодежного театра Ростова-на-Дону появляется что-то "доброе и вечное"».
Руководитель Лаборатории ON.ТЕАТР Милена Авимская уверена в том, что закрыть можно практически любой театр, т.к. в Санкт-Петербурге, например, только два полностью отвечают всем требованиям Роспотребнадзора:
«Для того, чтобы как-то защитить негосударственные театры, которые существуют за счет кассовых сборов, необходимо создавать Ассоциацию независимых театров и выступать с законодательной инициативой, начинать общаться с представителями власти и постепенно превращать свои желания в законные акты, которые в результате смогут нас защитить».
Елена Гремина, руководитель Театра.doc говорила о бытовых сложностях, которые приходится решать всем руководителям:
«Бич всех независимых театров - лампочки, коммуналка, сантехника - все это падает на плечи создателей. Мы как будто висим в воздухе и никогда не знаем, что дальше с нами будет. Наша жизнь – это триллер, подробности которого знают только те, кто столкнулся с этим лицом к лицу».
Екатерина Алексеенко, директор фестиваля театров танца ЦЕХ считает, что самая большая сложность в работе независимого театра – выйти на самоокупаемость:
«Когда Фонд Форда, который помог нам открыться, поставить первые танцевальные спектакли, сделать Большой фестиваль мультфильмов, создать Liquid Theatre и вообще заложить тот художественный фундамент, который есть сейчас, уходил из России, то дал нам последний гранд в размере 800000 долларов. Естественно, раньше таких денег мы никогда не получали и перед нами встала задача: как правильно ими распорядиться. В результате, мы взяли помещение на Краснопресненской, где сейчас работает танцевальная школа ЦЕХ. И мы по-прежнему уверены, что это было самое разумное решение».
Арт-директор Центра им. Мейерхольда Елена Ковальская еще раз подчеркнула, что
«независимый театр делает то, что государственный театр на себя не берет. И такие театры будут существовать до тех пор, пока выполняют свою миссию - дают шанс реализоваться молодым режиссерам, помогают актерам, развивают новые театральные направления». При этом все участники встречи по-прежнему уверены: независимый театр - это выживание и борьба за существование каждый день без выходных и перерывов.
обсуждение >>