Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Арт-хаус в кино >>

Учитель французского языка Франсуа (Бегодо) вместе со своими коллегами начинает новый учебный год. Франсуа работает в школе, расположенной в неблагополучном районе Парижа, а ученики его из тех, кто мог бы спокойно поджигать (читай – будут поджигать) машины в пригородах, будь они хоть на пару лет старше. Учеников исключают толпами, учителя и сами готовы бежать из такой школы, но, в отличие от своих коллег, Франсуа пытается не перевоспитать детей эмигрантов, а просто обучить. Поведение для него – вопрос второй, но, понятное дело, те свобода и либерализм, которые он проповедует своим общением с учениками, быстро превращаются в анархию и непонимание. Учитель никогда не сможет стать своим – как бы он ни старался, и от зыбкого равновесия и мира внутри класса в итоге остаются лишь руины.

«Класс» начинается со знакомства. Франсуа знакомится с новыми учителями, потом новыми учениками – и вместе с ним внутри стен оказывается и сам зритель. Франсуа единственный герой, который показан в кадре за школьными стенами – он едет на работу. В какой-то степени, учитель французского языка наш проводник, по крайней мере, первые полчаса.
Мир внутри стен (определение «внутри стен» - не случайно, именно так картина называется в оригинале) – это мир постоянно школьного бунта, переродившегося и проснувшегося вновь. Те, кто 20 лет назад казался асоциальным и опасным – сейчас слабое звено, замкнутый и забитый интеллектуал, неспособный по-настоящему дать отпор. Франсуа пускай и находит общий язык с учениками (где почти каждый альфа-самец), но только до поры до времени – по большому счету, бунт всего лишь оттягивается – ружье неминуемо выстрелит, как его ни прячь. В большой степени картина Канте это замечание в сторону тех, кто отказывается принимать мир современным, замечание в сторону повзрослевших и осевших героев предыдущих бунтов. Выживает сильнейший – и старикам тут действительно нет места. Нет, потому что, как это часто бывает в жизни, напарываешься на те же грабли, с которыми так долго и самоотверженно боролся. И дело тут не в гуманности по отношению к чернокожему хаму или, наоборот, черствости и бездушии – дело в том, что иначе ведь не остановить. И, кажется, именно это чувство восседания на пороховой бочке Канте удалось передать лучше всего. Все готово – осталось только чуть-чуть подождать, и старой Европе придет конец, хорошо это или плохо – это так.
Отсылки к «Стене» и «400 ударам» пускай и не столь очевидны, но все же имеют место быть. Ощущение лживости пронизывает каждый угол школы и, в частности, класса; несмотря на действительно современную и либеральную систему преподавания Франсуа, в остатке он получает только одно: «Я ничего не узнала» - говорит девочка, и это больше похоже на правду, чем рассуждения о субжанктиве и прочих радостях французского языка. Самое страшное в данной ситуации – это общий дух формализма, мол, детей надо выучить и все тут. Всем ведь прекрасно понятно, что они никогда не будут разговаривать на литературном французском. И именно тут сталкиваются два совершенно разных мировоззренческих полюса. Учителям непонятно как можно сидеть нога за ногу, разговаривать с учителем на «ты» и одновременно говорить о стыде перед мамой своего друга, которого он уважает. А ученики не понимают, почему они должны слушать людей, которые для них чужие, но при этом имеющих право их судить. И даже все равно, что одни – белые католики, а вторые – цветные мусульмане (в большинстве своем) – это лишь усиливает конфликт.
Канте в Европе не числится в числе главных певцов авторского кино, его к таковому вообще сложно отнести. Все предыдущие работы режиссера – крепкие середняки, не сумевшие заинтересовать ни широкого зрителя, ни горстку любителей авторского кино. «Класс» – в общем-то, можно отнести туда же, только вот одно «но» – в силу своей ультрасовременной проблематики, Европе было сложно пройти мимо такой картины. И выходит, что главный недостаток «Класса» в том, что он обречен на успех, а такие картины у нас часто встречают с заметной долей скептицизма. Действительно, критиковать «Класс» проще простого – можно сразу вспомнить невразумительный последний кадр или размышление малолетней стервы, мечтающей стать полицейским, о Платоне. Или некрепкую режиссерскую руку (мол, в фильме его работы мало – все держится на актерах) – то есть цепляться есть к чему. Только оно того не стоит. Главное достоинство фильма именно в том, что режиссер приводит нас в класс и оставляет там – смотрите куда хотите, думаете что хотите.
Неоднозначность «Класса» в какой-то степени главный камень преткновения. Сложно понять, кому симпатизировать и стоит ли вообще это делать. На первый взгляд, учитель – просветитель, ученики – варвары, которые готовые разрушать все старое, не представляя взамен ничего нового. Но вскоре оказывается, что и учитель какой-то неприятный, и ученики не варвары, а просто дикари-чужаки.
«Класс» лишен классической школьной концовки, где бы тебе объяснили, что хорошо, что плохо, кто прав, кто виноват – и кажется в этом его если не единственное, то точно главное художественное достоинство.
Ну а кроме всего прочего, это действительно очень интересный и хороший фильм. Пускай и не для нас, и не про нас.

обсуждение >>

№ 1
шайдорова дина (южноуральск)   26.02.2010 - 20:58
это самое клёвое кино! читать далее>>
персоны
фильмы

Афиша кино >>

военный фильм, драма, исторический фильм, экранизация
Великобритания, Польша, США, 2023
триллер, экранизация
Канада, 2024
драма, комедия
Россия, 2024
фильм ужасов
Индонезия, 2024
комедия, криминальный фильм
Италия, 2024
Беларусь, 2024
детектив, триллер, фильм ужасов
Южная Корея, 2015
драма, социальная драма
Испания, 2025
детский фильм, комедия, приключения, семейное кино, сказка
Россия, 2025
криминальный фильм, триллер
Бельгия, Италия, Франция, 2024
драмеди
Россия, 2025
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен