"Белое солнце пустыни" — этот точный образ невольно приходит на ум, когда смотришь на бело-желтые стены и плоские крыши древней Хивы, на подступающие к самому городу бело-желтые пески. Безлюдные узкие улочки, купола, минареты, голубая майолика на порталах мечетей и медресе, ханские дворцы — все, что еще полвека назад было "взаправдашним" городом, сейчас производит впечатление прекрасной кинодекорации. Трудно найти более подходящее место для съемок такого сказочного фильма, как "Птица Семург".
Семург — птица добра и счастья — весьма распространенный образ в эпосе восточных народов. По мотивам народных преданий узбекский поэт Хамид Алимджан написал поэму "Семург", по ней были поставлены пьеса и балет.
"Много ль, мало ли лет назад
На земле жила Паризад,
Дочка хана. Была она
Хороша, как в саду весна.
Кипарису подобный стан.
Черным блеском кос осиян."
Ещё в 60-х годах для студии "Узбекфильм" Инна Филимонова написала сценарий по мотивам поэмы Алимджана. Однако тогда технические возможности студии еще не позволяли осуществлять сложные съемки, которые сделали бы фильм по-настоящему сказочным и в то же время достоверным. В 70-е годы такие возможности появились, и режиссер Хабибулла Файзиев снял экранизацию "Семурга".
В фильме много сложных комбинированных съемок, особенно в сценах путешествия героев по Мертвой стране. Есть и балетная сцена — танец Речных Пери (музыку для "Семурга" написал композитор Мухтар Ашрафи). Создатели фильма режиссер X. Файзиев, оператор А. Панн, художник Н. Рахимбаев стремились обойтись минимальным количеством декораций. Почти все в фильме подлинное: и древний восточный город, и ханский дворец, и пустынные барханы, и горные тропы, и водопады. Это придает фильму-сказке достоверность и своеобразие.
К. Белова
"Советский экран" № 2, 1972 год
обсуждение >>