Жила в Самаре семья, подарившая советским кинозрителям героев двух легендарных фильмов. А читателям-землякам – персонажей двух самых популярных приключенческих книг, взрослой и детской. Фамилия одного – Кропачев из сериала «Тревожные ночи в Самаре». В одноимённой книге Э. Кондратова и В. Сокольникова его зовут Ягуниным, что ближе к истине…
¬– Мой прадед, Григорий Андреевич Ягунов, до революции работал кустарем, а с 1914 года – столяром в мастерских Самаро-Златоустовской железной дороги, – рассказывает самарский издатель Александр Пирский: – Жена, Мария Фёдоровна Ягунова, была домохозяйкой и воспитала девятерых детей, из которых только двое, Дмитрий и Александр, закончили церковно-приходскую школу. Жили в полуподвале на Троицкой, который хозяйка сдавала за дворницкие услуги и выгул её собак. Несмотря на бедность, семью Ягуновых отличало обострённое чувство справедливости, от которого ещё прадеда с пятью братьями в 1905-м публично «лечили розгами» в Пушкинском доме. Что, само собой, лишь укрепило фамильную «симпатию к царизму». И 1918 год большевик Григорий Ягунов встречает с мандатом комиссара красногвардейского отряда. Его бойцы до последнего обороняют Самару от белочехов, а при освобождении первыми врываются в город. Старшему сыну Дмитрию, двоюродному моему деду, на Германской дали «Георгия 2-й степени» – за пленение вместе с пулемётом австрийского офицера. А следом приговорили к расстрелу – за большевистскую агитацию. Из-под ареста бежал в Самару, где отличился в боях с белочехами. После взятия ими города устроился в депо, где под видом кочегара чинил диверсии на железной дороге…
Третий сын, Александр Ягунов, и стал прообразом литературно-киношного Ягунина-Кропачева, разоблачившего отнюдь не кукольный заговор «контры». В 1931 году бывший чекист с 4 классами приходской школы и 3 классами духовного училища «попал в счёт тысячи ЦК ВКП(б)» в Куйбышевский строительный институт: «в1935-м я получил звание инженера-строителя» (из автобиографии).
А тремя годами раньше «парттысячник» Ягунов, напечатавший повести «Семья» и «За новую жизнь», был принят в Союз писателей СССР. В книге воспоминаний писатель со свойственной ему бескомпромиссностью и прямотой поведал о своём поколении – «как всё было». А вот за это…
«…Тов. Ягунов в своих «Записках старого комсомольца», изданных Средне-Волжским краевым госиздатом, дает совершенно неверное представление о работе комсомола. Если верить «старому комсомольцу», то комсомольская организация в Самаре впитала в себя значительную массу уличных хулиганов, которые «матерились на собраниях и выкидывали всякие «художества»... По решению местных организаций был проведен ряд мобилизаций комсомольцев на фронт. Если верить Ягунову, то все это проходило стихийно, без руля и ветрил, с невероятной разнузданностью. Ягунов дает также искаженное классово-враждебное нам изображение Первой конной армии в годы борьбы ее с белополяками. Но затихли орудия, замолчали пулеметы, кончилась гражданская война, обеспечившая Стране Советов мирный труд. А комсомольские активисты — члены бюро, ячеек нашли себе единственное развлечение – пьяный разгул за Волгой: «Ах, пришли! Здрасте! Забюрократились, суки» (стр. 114)... Не стоит, наверное, удлинять цитату, так красочно рисующую лексикон комсомольцев, у которых, по свидетельству тов. Ягунова излюбленный набор «художественных» слов — это: «стерва», «сволочь», «скотина» и т.д. и т.п... Книгу Ягунова, безусловно, рекомендовать нельзя. Она нуждается в коренной переработке, в хорошем, политически грамотном редакторе».
Так откликнулась на комсомольскую правду «Волжская коммуна» 30 октября 1932 года. Но именно эту «политически неграмотную», но человечески искреннюю вещь годы спустя использовали многие куйбышевские краеведы, писатели и кинематографисты, в том числе сценаристы трехсерийного фильма, прославившего чекиста Ягунова и его друзей.
Совсем иная тональность у «коммунарской» заметки 1943 года, ставшей, по сути, официальной биографией чекиста и «парттысячника»: «При исполнении служебных обязанностей погиб Александр Григорьевич Ягунов. Всю свою жизнь т. Ягунов отдал партии Ленина-Сталина. В 1918 году 16-ти лет т. Ягунов вступил в ленинский комсомол. В комсомоле Сашу Ягунова знали как организатора 2-го райкома комсомола гор. Самары и его секретаря. Осенью 1919 года т. Ягунов добровольно вступил в Красную Армию и уехал на польский фронт... После ранения и контузии т. Ягунов работал в органах Чрезвычайной комиссии. В 1923 году он добровольцем выехал на Туркестанский фронт по ликвидации басмачества. С 1926 года т. Ягунов работал в 3-м райкоме ВКП (б), в обкоме ВКП (б), секретарем парторганизации Куйбышевской электростанции, начальником особого строительства НКВД (станция Рузаевка Мордовской АССР)... С 1936 года управляющий областным трестом непромышленного строительства… С 23 июля 1941 года т. Ягунов избирается первым заместителем председателя исполкома Куйбышевского горсовета».
Да разве мог такой человек «цивильно» отсиживаться на «тыловых харчах»? Как и в юности, в энный раз утаивв «бронь по туберкулезу», майор Ягунов добровольцем махнул на фронт. 11 сентября 1943 года недалеко от Харькова замкомандира 480 стрелкового полка Александр Григорьевич Ягунов подорвался на мине. Ему было сорок.
Но для миллионов благодарных телезрителей вот уже полвека товарищ Ягунов остаётся вечно молодым Кропачевым, чекистом без страха и упрёка, каким его обессмертил замечательный ленинградский артист Валерий Караваев.
Борис Нежданов (Санкт-Петербург)21.06.2016 - 13:00:09
№ 29 Teymur. Да, мне доводилось читать о том, как снимались телефильмы. Хорошее освещение было необходимо из-за ограниченного диапазона яркости, воспроизводимого тогдашним телевидением. Кстати, и в современных телевизорах сцены с малой освещённостью в кадре нередко смотрятся хуже, чем в кино. Возможно, что на периферийной Куйбышевской студии телевидения не было хорошей осветительной аппаратуры. Я даже не исключаю, что фильм для экономии могли снимать на 16-миллиметровой киноплёнке. Правда, у нас эта плёнка использовалась преимущественно для съёмки телевизионной кинохроники и некоторых документальных телефильмов, но за рубежом на ней могли снимать даже художественные телефильмы и сериалы.
№28 Борис Нежданов
... На ужасной технике и плёнке у нас снимали шедевры. А сегодня на суперкрутые "Аррифлексы" или "Бетакамы" и высококачественную кино- или видеоленту зачастую снимают полное г... Этот фильм я давно смотрел, вроде бы не замечал тогда огрехов операторской работы. Для периферийной телестудии фильм был снят прилично, может, копии в сети сейчас плохие?
Всё правильно, но навыки уходили - вот потому-то и отстали от амеров, да уже и от китайцев с корейцами (индийцы-то понятно...
А ведь ещё во времен Урусевского могли наращивать прежде всего изобразительное мастерство. Увы...
Телепродукция шла по другим, упрощённым стандартам, и вот в чём (на мой взгляд) ошиблись операторы в данном случае - они стремились к киношному изображению, а получилось плохое телеизображение. На большом экране недостатки могли бы как-то рассеяться, а сжатые в маленьком чб-экране телевизоров первого поколения...
Для телепродукции важны крупные планы, освещённые лица, а здесь действие происходит чаще всего ночью, бегают по дворам, ни зги не видно - кто куды побёг
И Вы правы - то, что студия периферийная, это скорее плюс, молодцы.
Борис Нежданов (Санкт-Петербург)20.06.2016 - 22:15:42
...снимали на УЖАСНУЮ КАМЕРУ (чаще "КОНВАС" - аналог чапаевского "Максима", да и ровесник почти тоже), и на не менее УЖАСНУЮ ПЛЁНКУ ("Шостка").
На ужасной технике и плёнке у нас снимали шедевры. А сегодня на суперкрутые "Аррифлексы" или "Бетакамы" и высококачественную кино- или видеоленту зачастую снимают полное г... Этот фильм я давно смотрел, вроде бы не замечал тогда огрехов операторской работы. Для периферийной телестудии фильм был снят прилично, может, копии в сети сейчас плохие?
№22 beatlesru
По-моему, лучшего качества не найдете. Ужасая операторская работа, а точнее - у осветителей руки не из того места росли (лица в большинстве эпизодов "выбиты"). И даже начинающий фотограф скажет, что нельзя снимать на фоне окна... Очень жаль, что прекрасная игра актеров стала заложницей безруких непрофессионалов. За минусом указанного фильм прекрасный!
Дело в том, что... Телевидение тех лет страдало некомпетентными кадрами (операторы и прочие считали работу на ТВ просто оскорблением их творческих амбиций).
Техника съёмок была следующей (видеокамеры были только в павильонах, и их было мало) - снимали на УЖАСНУЮ КАМЕРУ (чаще "КОНВАС" - аналог чапаевского "Максима", да и ровесник почти тоже), и на не менее УЖАСНУЮ ПЛЁНКУ ("Шостка").
http://lift.ca/sites/lift.ca/files/imagecache/equipment_main/Konvas.jpg
http://ic.pics.livejournal.com/kitnespit/24308621/61406/61406_original.jpg
Потом это "несчастье" перегоняли на ЭТО
http://xn----dtbjalal8asil4g8c.xn--p1ai/wp-content/uploads/2015/02/istorija-videomagnitofona-7.jp g
и пускали на не менее ужасные телеприёмники типа "Старт 2"
https://79.img.avito.st/1280x960/2481018879.jpg
ЭТО РЕАЛИИ ТЕХ ЛЕТ.
Техника была ужасной (ведь Куйбышев - даже не Ленинград, не Киев, не Ялта или Одесса, и уж тем более - не Москва.
Брали АКТЁРСКОЙ ИГРОЙ, СЮЖЕТНЫМИ ПЕРИПЕТИЯМИ И... ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ МУЗЫКОЙ
№25 Ягунов
Герой актера Валерия Караваева Кропачев, или по книге Ягунин, - в реальности Александр Григорьевич Ягунов - мой двоюродный дед. Был членом союза писателей СССР, занимался партийно-административной работой, погиб на фронте, успел написать и издать книгу "Семья" в 30-е годы о своих родителях, братьях и сестрах(10 человек) и своем жизненном пути.
Моё Вам горячее почтение, ув. Ягунов!
В фильме Кропачев (Караваев) - самый интересно прописанный и снятый образ.
По стилистике "Тревожные ночи в Самаре" сильно напоминают "Сердце Бонивура" - музыкальные композиции, пролог каждой серии - как краткий дайджест эпизодов серий предидущих.
Герой актера Валерия Караваева Кропачев, или по книге Ягунин, - в реальности Александр Григорьевич Ягунов - мой двоюродный дед. Был членом союза писателей СССР, занимался партийно-административной работой, погиб на фронте, успел написать и издать книгу "Семья" в 30-е годы о своих родителях, братьях и сестрах(10 человек) и своем жизненном пути.
Фильм уже существует в прекрасном качестве, что видно по кадрам, но видимо у любителей не доходят руки до того, чтобы залить фильм в сеть для широкого просмотра, дело это хлопотное и не бесплатное. А фильм по праву может называться лучшим из лучших советских детективов. А как жаль , что такие талантливые актеры мало снимались в кино.
По-моему, лучшего качества не найдете. Ужасая операторская работа, а точнее - у осветителей руки не из того места росли (лица в большинстве эпизодов "выбиты"). И даже начинающий фотограф скажет, что нельзя снимать на фоне окна... Очень жаль, что прекрасная игра актеров стала заложницей безруких непрофессионалов. За минусом указанного фильм прекрасный!
Качество пленки, конечно , подпортило впечатление от просмотра фильма, но талантливую игру актеров, как красоту , не спрячешь. Очень рада, что фильм нашелся и "посмотрелся" .Спасибо.
отзывы
Возможно, последний фильм, в котором можно увидеть виды старой Самары.
Жила в Самаре семья, подарившая советским кинозрителям героев двух легендарных фильмов. А читателям-землякам – персонажей двух самых популярных приключенческих книг, взрослой и детской. Фамилия одного – Кропачев из сериала «Тревожные ночи в Самаре». В одноимённой книге Э. Кондратова и В. Сокольникова его зовут Ягуниным, что ближе к истине…
¬– Мой прадед, Григорий Андреевич Ягунов, до революции работал кустарем, а с 1914 года – столяром в мастерских Самаро-Златоустовской железной дороги, – рассказывает самарский издатель Александр Пирский: – Жена, Мария Фёдоровна Ягунова, была домохозяйкой и воспитала девятерых детей, из которых только двое, Дмитрий и Александр, закончили церковно-приходскую школу. Жили в полуподвале на Троицкой, который хозяйка сдавала за дворницкие услуги и выгул её собак. Несмотря на бедность, семью Ягуновых отличало обострённое чувство справедливости, от которого ещё прадеда с пятью братьями в 1905-м публично «лечили розгами» в Пушкинском доме. Что, само собой, лишь укрепило фамильную «симпатию к царизму». И 1918 год большевик Григорий Ягунов встречает с мандатом комиссара красногвардейского отряда. Его бойцы до последнего обороняют Самару от белочехов, а при освобождении первыми врываются в город. Старшему сыну Дмитрию, двоюродному моему деду, на Германской дали «Георгия 2-й степени» – за пленение вместе с пулемётом австрийского офицера. А следом приговорили к расстрелу – за большевистскую агитацию. Из-под ареста бежал в Самару, где отличился в боях с белочехами. После взятия ими города устроился в депо, где под видом кочегара чинил диверсии на железной дороге…
Третий сын, Александр Ягунов, и стал прообразом литературно-киношного Ягунина-Кропачева, разоблачившего отнюдь не кукольный заговор «контры». В 1931 году бывший чекист с 4 классами приходской школы и 3 классами духовного училища «попал в счёт тысячи ЦК ВКП(б)» в Куйбышевский строительный институт: «в1935-м я получил звание инженера-строителя» (из автобиографии).
А тремя годами раньше «парттысячник» Ягунов, напечатавший повести «Семья» и «За новую жизнь», был принят в Союз писателей СССР. В книге воспоминаний писатель со свойственной ему бескомпромиссностью и прямотой поведал о своём поколении – «как всё было». А вот за это…
«…Тов. Ягунов в своих «Записках старого комсомольца», изданных Средне-Волжским краевым госиздатом, дает совершенно неверное представление о работе комсомола. Если верить «старому комсомольцу», то комсомольская организация в Самаре впитала в себя значительную массу уличных хулиганов, которые «матерились на собраниях и выкидывали всякие «художества»... По решению местных организаций был проведен ряд мобилизаций комсомольцев на фронт. Если верить Ягунову, то все это проходило стихийно, без руля и ветрил, с невероятной разнузданностью. Ягунов дает также искаженное классово-враждебное нам изображение Первой конной армии в годы борьбы ее с белополяками. Но затихли орудия, замолчали пулеметы, кончилась гражданская война, обеспечившая Стране Советов мирный труд. А комсомольские активисты — члены бюро, ячеек нашли себе единственное развлечение – пьяный разгул за Волгой: «Ах, пришли! Здрасте! Забюрократились, суки» (стр. 114)... Не стоит, наверное, удлинять цитату, так красочно рисующую лексикон комсомольцев, у которых, по свидетельству тов. Ягунова излюбленный набор «художественных» слов — это: «стерва», «сволочь», «скотина» и т.д. и т.п... Книгу Ягунова, безусловно, рекомендовать нельзя. Она нуждается в коренной переработке, в хорошем, политически грамотном редакторе».
Так откликнулась на комсомольскую правду «Волжская коммуна» 30 октября 1932 года. Но именно эту «политически неграмотную», но человечески искреннюю вещь годы спустя использовали многие куйбышевские краеведы, писатели и кинематографисты, в том числе сценаристы трехсерийного фильма, прославившего чекиста Ягунова и его друзей.
Совсем иная тональность у «коммунарской» заметки 1943 года, ставшей, по сути, официальной биографией чекиста и «парттысячника»: «При исполнении служебных обязанностей погиб Александр Григорьевич Ягунов. Всю свою жизнь т. Ягунов отдал партии Ленина-Сталина. В 1918 году 16-ти лет т. Ягунов вступил в ленинский комсомол. В комсомоле Сашу Ягунова знали как организатора 2-го райкома комсомола гор. Самары и его секретаря. Осенью 1919 года т. Ягунов добровольно вступил в Красную Армию и уехал на польский фронт... После ранения и контузии т. Ягунов работал в органах Чрезвычайной комиссии. В 1923 году он добровольцем выехал на Туркестанский фронт по ликвидации басмачества. С 1926 года т. Ягунов работал в 3-м райкоме ВКП (б), в обкоме ВКП (б), секретарем парторганизации Куйбышевской электростанции, начальником особого строительства НКВД (станция Рузаевка Мордовской АССР)... С 1936 года управляющий областным трестом непромышленного строительства… С 23 июля 1941 года т. Ягунов избирается первым заместителем председателя исполкома Куйбышевского горсовета».
Да разве мог такой человек «цивильно» отсиживаться на «тыловых харчах»? Как и в юности, в энный раз утаивв «бронь по туберкулезу», майор Ягунов добровольцем махнул на фронт. 11 сентября 1943 года недалеко от Харькова замкомандира 480 стрелкового полка Александр Григорьевич Ягунов подорвался на мине. Ему было сорок.
Но для миллионов благодарных телезрителей вот уже полвека товарищ Ягунов остаётся вечно молодым Кропачевым, чекистом без страха и упрёка, каким его обессмертил замечательный ленинградский артист Валерий Караваев.
"Самарские тайны российского кино-2"
... На ужасной технике и плёнке у нас снимали шедевры. А сегодня на суперкрутые "Аррифлексы" или "Бетакамы" и высококачественную кино- или видеоленту зачастую снимают полное г... Этот фильм я давно смотрел, вроде бы не замечал тогда огрехов операторской работы. Для периферийной телестудии фильм был снят прилично, может, копии в сети сейчас плохие?
А ведь ещё во времен Урусевского могли наращивать прежде всего изобразительное мастерство. Увы...
Телепродукция шла по другим, упрощённым стандартам, и вот в чём (на мой взгляд) ошиблись операторы в данном случае - они стремились к киношному изображению, а получилось плохое телеизображение. На большом экране недостатки могли бы как-то рассеяться, а сжатые в маленьком чб-экране телевизоров первого поколения...
Для телепродукции важны крупные планы, освещённые лица, а здесь действие происходит чаще всего ночью, бегают по дворам, ни зги не видно - кто куды побёг
И Вы правы - то, что студия периферийная, это скорее плюс, молодцы.
По-моему, лучшего качества не найдете. Ужасая операторская работа, а точнее - у осветителей руки не из того места росли (лица в большинстве эпизодов "выбиты"). И даже начинающий фотограф скажет, что нельзя снимать на фоне окна... Очень жаль, что прекрасная игра актеров стала заложницей безруких непрофессионалов. За минусом указанного фильм прекрасный!
Техника съёмок была следующей (видеокамеры были только в павильонах, и их было мало) - снимали на УЖАСНУЮ КАМЕРУ (чаще "КОНВАС" - аналог чапаевского "Максима", да и ровесник почти тоже), и на не менее УЖАСНУЮ ПЛЁНКУ ("Шостка").
http://lift.ca/sites/lift.ca/files/imagecache/equipment_main/Konvas.jpg
http://ic.pics.livejournal.com/kitnespit/24308621/61406/61406_original.jpg
Потом это "несчастье" перегоняли на ЭТО
http://xn----dtbjalal8asil4g8c.xn--p1ai/wp-content/uploads/2015/02/istorija-videomagnitofona-7.jp g
и пускали на не менее ужасные телеприёмники типа "Старт 2"
https://79.img.avito.st/1280x960/2481018879.jpg
ЭТО РЕАЛИИ ТЕХ ЛЕТ.
Техника была ужасной (ведь Куйбышев - даже не Ленинград, не Киев, не Ялта или Одесса, и уж тем более - не Москва.
Брали АКТЁРСКОЙ ИГРОЙ, СЮЖЕТНЫМИ ПЕРИПЕТИЯМИ И... ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ МУЗЫКОЙ
Герой актера Валерия Караваева Кропачев, или по книге Ягунин, - в реальности Александр Григорьевич Ягунов - мой двоюродный дед. Был членом союза писателей СССР, занимался партийно-административной работой, погиб на фронте, успел написать и издать книгу "Семья" в 30-е годы о своих родителях, братьях и сестрах(10 человек) и своем жизненном пути.
В фильме Кропачев (Караваев) - самый интересно прописанный и снятый образ.
По стилистике "Тревожные ночи в Самаре" сильно напоминают "Сердце Бонивура" - музыкальные композиции, пролог каждой серии - как краткий дайджест эпизодов серий предидущих.
http://www.flibusta.net/b/404196