Об одном из чудовищных преступлений большевиков - убийстве царской семьи - снято уже несколько игровых и документальных фильмов. Но "Цареубийца" - первая картина на эту тему, снятая в России. Попытка рассказать о трагедии "изнутри". Впрочем, не совсем "изнутри": роль цареубийцы Юровского сыграл знаменитый Малколм Иак-Дауэлл ("Заводной апельсин", "О,счастливчик!", "Калигула"). Сила и мощь таланта Мак-Дауэлла таковы, что буквально спустя мгновение после его появления на экране веришь, что Юровский мог быть именно таким. Безудержно честолюбивым. Фанатичным. С болезненным блеском глаз, в которых затаилась жгучая боль. Эту боль, загнанную в глубину черной души, несли многие герои Мак-Дауэлла. И как бы они не пытались скрыть ее за циничной усмешкой, садистко-сексуальным эпатажем, боль все равно оставалась. И, несмотря на всю омерзительность подобных персонажей, они тем не менее нередко вызывали зрительское сочувствие и сострадание...
Итак, на экране бунт маленького человека, однажды открывшего кровавый, но простой путь войти в историю России... Решению образа Юровского как синтеза палача и жертвы помогает и придуманная авторами двуслойность повествования. Ибо, помимо эпизодов екатеринбургской ссылки и расстрела Николая II, его жены и детей, в "Цареубийце" разворачивается сюжетная линия, связанная с желанием главного врача "психушки" 90-х разобраться в странной болезни своего пациента, который воображает себя Юровским... И тут Мак-Дауэлл солирует безраздельно. И в этом смысле концепция картины полностью соответствует своему названию. Характеры большинства остальных персонажей прописаны пунктирно, а эпизоды без участия Мак-Дауэлла не слишком выразительны.
Александр Федоров
обсуждение >>