У основания кафедры музыкального театра Уральской консерватории стоял авторитетный и широко известный оперный дирижер ХХ в. - народный артист УССР (1932), народный артист РСФСР (1944), лауреат государственной премии СССР (1946) А. Э. Маргулян. В книге «Современные дирижеры» Л. Григорьева и Я. Платека говорится: «В плеяде музыкантов, стоящих у истоков советского дирижерского искусства, Маргуляну принадлежит видное и почетное место». Почти полвека продолжалась плодотворная дирижерская деятельность Арнольда Эвадьевича в оперных театрах страны. С 1942 г. он совмещал ее с педагогической работой в Свердловской консерватории.
Будущий знаменитый дирижер родился в Киеве, в семье служащего, и его музыкальное образование сначала было домашним. Частные уроки и собственная практическая деятельность - в качестве скрипача итальянской оперы в Одессе - стали «музыкальными университетами» А. Маргуляна. Игре на скрипке он обучался у А. Фидельмана и Э. Млынарского, секреты дирижерского мастерства постигал с помощью дирижеров театра И. Прибика и В. Сука, а также выступая в симфонических концертах Одесского отделения ИРМО с приезжими дирижерами В. Сафоновым и Э. Колонном.
По истечении семи лет работы оркестрантом, в 1902 г. Арнольд Эвадьевич решается на дирижерский дебют. Оперные театры Екатеринбурга и Перми первыми познакомились с молодым дирижером. Последующие 10 лет профессиональной работы оказались наполнены бесконечными поездками с различными оперными труппами по Сибири, Дальнему Востоку, Украине (в том числе с итальянской труппой, где пели Т. Руффа, Л. Кавальери и др.), Кавказу, Прибалтике (с Фигнером, Южиным и др.) и однажды - в «Русском сезоне» в Лондоне (с Ф. Шаляпиным). С 1912 по 1922 г. А. Э. Маргулян - дирижер в «Музыкальной драме» и в «Народном доме» Петрограда. Он ставит «Фауста», «Богему», оперы Чайковского («Черевички», «Мазепа»), Мусоргского («Борис Годунов», «Хованщина»), Римского-Корсакова («Снегурочка», «Садко»). В день открытия II конгресса Коминтера в июне 1920 г. А. Маргулян дирижирует на Марсовом поле сводным оркестром из 500 музыкантов.
В 1922 г. Арнольд Эвадьевич переезжает в Екатеринбург и три года руководит оркестром оперного театра. Под его руководством в репертуаре появляются «Мазепа» Чайковского, «Золотой петушок» Римского-Корсакова, «Тангейзер» Вагнера, «Сказки Гофмана» Оффенбаха. Дирижеру удается значительно поднять уровень музыкальной и сценической культуры всего коллектива: усилия его были оценены присвоением звания заслуженного артиста РСФСР (1942).
С 1925 по 1937 г. он главный дирижер оперных театров Украины (Одесса, Киев, Харьков). В 1927 г. был премирован творческой командировкой в Германию для ознакомления с современными оперными театрами: встречался с дирижерами Б. Вальтером, В. Фуртвенглером, О. Клемперером, композиторами П. Хиндемитом, Р. Штраусом, оперным режиссером Рейнгартом и др. Приобретенные знания помогли ему обновить работу украинских театров, и в 1932 г. А. Э. Маргулян удостаивается почетного звания народного артиста Украинской ССР. Начало педагогической деятельности Арнольда Эвадьевича также связано с Украиной - с Музыкально-драматическом институтом им. Н. Лысенко в Киеве.
В 1937 г. А. Э.Маргулян в третий раз приезжает в Свердловск и остается здесь до конца своих дней. Обладая ценным практическим опытом работы в театре, зная сотни оперных партитур, главный дирижер и художественный руководитель театра им. А. Луначарского находится на вершине своего мастерства. Его привлекают монументальные произведения и, в содружестве с режиссерами театра (Л. Баратовым, И. Келлером, А. Колосовым, Б. Кушниром), он ставит «Царскую невесту» Римского-Корсакова, «Ивана Сусанина» (впервые с текстом Городецкого, 1939), «Руслана и Людмилу» Глинки, «Бориса Годунова» Мусоргского, «Князя Игоря» Бородина. Масштабные сочинения патриотической тематики оказываются особенно актуальными в годы войны - тогда к русской классике добавились оперы «Емельян Пугачев» М. Коваля, «Суворов» С. Василенко, сценический успех которых во многом определялся заслугами дирижера. В 1944 г., в год столетия профессионального театра на Урале, Арнольд Эвадьевич был удостоен почетного звания народного артиста РСФСР.
В последние годы войны А. Маргулян вместе с режиссером Е. Бриллем, хормейстером А. Преображенским и при участии блестящих солистов Н. Киселевской и А. Азрикана готовит «Отелло» Верди. Постановка, которая, по словам И. Бэлзы, «сделала бы честь любому театру Москвы и Ленинграда», была отмечена государственной премией в 1946 г.
Педагогическая деятельность Арнольда Эвадьевича в Свердловской консерватории началась с 1942 г. - он сразу был назначен заведующим недавно открытой кафедрой оперной подготовки и получил ученое звание профессора. За 8 лет руководства кафедрой А. Э. Маргулян сумел сформировать коллектив и передать свой опыт и знания молодым коллегам и студентам. Вплоть до 1944 г. на кафедре обучались студенты и Свердловской, и эвакуированной Киевской консерваторий. Среди них было немало будущих солистов ведущих театров страны: В. Борисенко, И. Масленникова, М. Кисилев и др. Помог именитый дирижер и молодому тенору Свердловского театра Н. Даутову в работе над трудной партией Ромео в опере Гуно.
В 1947 г. Арнольд Эвадьевич оставляет пост главного дирижера оперного театра и сосредоточивает свое внимание на учебных и выпускных оперных постановках консерватории. Именно в 1947 г. впервые студенческие спектакли УГК были показаны на сцене театра им. А. Луначарского. Руководство этими постановками и их выход на главную сцену города - безусловная заслуга заведующего кафедрой. Взыскательной публике были представлены первый акт из «Свадьбы Фигаро» Моцарта, сцены из «Тихого Дона» И. Дзержинского и комическая опера А. Аблесимова - М. Соколовского «Мельник - колдун, обманщик и сват». В результате Арнольдом Эвадьевичем была заложена красивая и почетная для Уральской консерватории традиция: сдавать государственный экзамен по оперной подготовке на сцене Свердловского театра. Эта традиция сохранилась и после ухода из жизни замечательного дирижера, сумевшего в последние годы своей творческой деятельности поднять статус УГК дать жизнь и наметить будущее одной из важнейших для консерватории кафедр - кафедре музыкального театра.
Ректор консерватории А. В. Преображенский в статье памяти А. Э. Маргуляна писал: «Его искусство было отмечено широтой кругозора, умением выявить психологически верную трактовку сценического и музыкального образа, сохранить в неприкосновенности авторский замысел. Он умел создать полное равновесие между звучанием оркестра, вокалистами и сценическим действием».
(По материалам книги "Уральская государственная консерватория имени М. П. Мусоргского 75 лет истории")
обсуждение >>