Урсула Майер - французский режиссер, которая снимает, в основном, в Бельгии, где она училась своей профессии в Institut des Arts de Diffusion, и в Швейцарии. Ее режиссерский дебют («Сон Исаака») состоялся в
1994 году, и с тех пор она успела создать десяток картин, разных по стилю-жанру и удостоенных наград на многих международных кинофестивалях.
В этом году Урсула Майер вошла в состав жюри основного конкурса
ММКФ, а потому в программу фестиваля включена ретроспектива ее самых значительных работ, получившая название
«Знакомьтесь: Урсула Майер». Зрители смогут посмотреть пять картин, среди которых документальная остросоциальная драма
«Ни полицейских, ни черных, ни белых», телевизионная спортивная драма
«Сильные плечи» и короткометражка
«Сон Исаака». Об остальных двух лентах стоит поговорить отдельно.
«Дом» (2008)
Абсурдная, почти сюрреалистическая драма разворачивается на открытом пространстве. Семейство, состоящее из матери, отца, двух дочерей и сына, проживает вплотную к хайвею, чье строительство заглохло много лет назад. За это время у них сложился свой особый ритм жизни, неотрывно связанный с шоссе. Сын раскатывает на велосипеде по разделительной полосе, мать развешивает белье на фоне безмятежной природы, одна из дочерей постоянно загорает в шезлонге, а отец семейства ездит на работу на машине, которую ставит с противоположной стороны дороги. Весь их привычный уклад разваливается в тот момент, когда на хайвее появляются рабочие. Не проходит и дня, как строительство магистрали заканчивается, и с минуты на минуту по ней пронесется первый автомобиль. Семейство не сразу осознает, что мир вокруг них бесповоротно изменился. Когда же осознание, наконец, наступило, то пришло время для внутреннего разлада, который к финалу картины достигает трагических высот...
Майер удалось создать притчу о разладе отдельного индивидуума с обществом на базе типичной человеческой драмы. И в этом, безусловно, главная заслуга
Изабель Юппер, сыгравшей мать семейства.
«Дом», ставший для режиссера первой полнометражной игровой картиной, завоевал несколько призов швейцарской кинопремии
«Кварц 2009» («Лучший художественный фильм», «Лучший сценарий», «Лучший молодой актер»).
«Сестра» (2012)
Подросток Симон живет с сестрой в многоэтажке возле заснеженных гор и промышляет тем, что ворует снаряжение богатых горнолыжников. Воровством он вынужден заниматься из-за того, что одевает-кормит свою взрослую безработную сестру. Сюжет картины круто разворачивается на
180 градусов из-за тайны, внезапно открывшейся в середине действия, но об этом, пожалуй, стоит промолчать, дабы сохранить всю прелесть сюжета.
«Сестра» напоминает работы
братьев Дарденн, где на первом плане проблемы и нужды нищенствующих слоев населения, но сюжетный финт роднит Майер с женским кинематографом, в котором на первом плане чувства и эмоции. Стоит отметить великолепную игру
Леа Сейду (
«Жизнь Адель») и
Кейси Моттета Кляйна (
«Дом»), который стал своеобразным альтер-эго режиссера, повторяя судьбу
Жан-Пьера Лео, работавшего с
Франсуа Трюффо. Картина заслуженно получила «Серебряного медведя» на
62-м Берлинале.
На сегодня все. Следите за
дневником фестиваля.
Ссылки по теме:
35 ММКФ. Конкурсная программа
35 ММКФ. Внеконкурсные программы. Док
35 ММКФ. Лучшие программы
35 ММКФ. Золотая коллекция «XX Век Фокс»
обсуждение >>