Каннский кинофестиваль-2018: Цой, Нагиев и жители Донбасса на Лазурном берегу
19 мая 2018
В этом году на Каннском кинофестивале не было недостатка ни в фильмах, ни в режиссерах из России. Членом основного жюри Каннского кинофестиваля - 2018 под председательством Кейт Бланшетт был Андрей Звягинцев, чья «Нелюбовь» в прошлом году получила высокие оценки кинокритиков и второй по значимости приз жюри. Перед фестивалем пресса писала, что Звягинцев, который не знает английского языка, сейчас усиленно проходит курс обучения. Второй российский режиссер в Каннском жюри (в программе «Особый взгляд») – Кантемир Балагов. Его «Теснота» в прошлом году получила в Каннах приз ФИПРЕССИ.
фото: "Лето", режиссер Кирилл Серебренников
Безусловно, главным событием для всей российской общественности был показ в конкурсе фильма Кирилла Серебренникова «Лето». Правда режиссера не выпустили из-под домашнего ареста, чтобы он мог представить свой фильм в Каннах. Действие байопика о главной российской рок-легенде Викторе Цое (Тео Ю) происходит в 1982 году, когда еще никому не известный музыкант знакомится с лидером группы «Зоопарк» Майком Науменко (Рома Зверь). Между Майком и Виктором завязывается дружба на почве творчества, а между Виктором и женой Майка Натальей (Ирина Старшенбаум) – роман. Черно-белый фильм снят в стилистике видеоклипа с множеством музыкальных номеров (в том числе на песни Лу Рида и Игги Попа) и компьютерной графикой. В картине есть персонаж – «Скептик», который иногда сообщает зрителям: «Этого на самом деле не было», когда сюжет заносит в совсем уж фантазийное направление. Кирилл Серебренников – в первую очередь, театральный режиссер, и это чувствуется и в том, как герои произносят реплики, и в хореографии групповых сцен (например, купании голышом ночью), и даже в самом кастинге. Который, между тем, удался. Тео Ю действительно похож на Цоя, а Рома Зверь – на Майка Науменко. Западные кинокритики, посмотрев фильм, немного расстроились из-за того, что эти люди уже умерли.
Приз за лучшую режиссуру в «Особом взгляде» получил Сергей Лозница за фильм «Донбасс». Учитывая, что его предыдущая работа «Кроткая» о женщине, которая приехала на зону проведать мужа, выходил в России в крайне ограниченном прокате, «Донбасс» и вовсе трудно представить на больших экранах. Фильм представляет собой цепочку историй, связанных некоторыми сквозными героями. Зрители видят главврача Донецкого роддома, инсценирующего коррупцию, чтобы сбежать в Россию; немецкого журналиста, которого на блокпосте называют «фашистом»; женщину из сомнительной религиозной организации, привезшей иконы с благотворительной миссией; местных жителей, которые укрываются от бомбежек в подвале. Все больше стилистика Лозницы напоминает манеру Киры Муратовой. «Донбасс» - дерзкая сатира на военные порядки, то, о чем не принято говорить по российским новостным каналам, жестокая правда о конфликте на Донбассе.
фото: "Донбасс", режиссер Сергей Лозница
Также в секции «Синефондасьон» получил приз российский фильм «Календарь» Игоря Поплаухина. Это короткометражная картина выпускника МНШК о женщине, которая (подобно фильму «Кроткой») едет на зону. Она меняет такси, попутные машины, автобусы, врет родным и коллегам по телефону, чтобы скрыть свое истинное местонахождение. Приехав в тюрьму, она занимается любовью с заключенными. Зачем она это делает и сколько у нее любовников – это тайна, да и не в этом суть. «Календарь» - это фильм, который нужно самостоятельно додумывать в голове, который провоцирует зрителя. Не удивительно, что любимым режиссером Поплаухина является Дэвид Линч. Фильм был снят на киностудии «Порядок слов» в Санкт-Петербурге, продюсерами картины выступили Константин Шавловский и Александра Ахмадшина.
Меж тем в рамках каннского кинорынка в российском павильоне Роскино презентовали новый фильм Сарика Андреасяна «Непрощенный» с Дмитрием Нагиевым в главной роли. Андреасян сообщил, что собирается отправить картину на международный кинофестиваль в Торонто. Фильм рассказывает про трагедию над Боденским озером в 2002 году и Виталия Калоева, который потерял в ней всю семью.
фото: "Непрощенный", режиссер Сарик Андреасян
Кроме российских фильмов, русская тема звучала в картинах «Образ и речь» Жана-Люка Годара, «Дом, который построил Джек» Ларса фон Триера и «Человек, который убил Дон Кихота» Терри Гиллиама. И если у Гиллиама Дон Кихот просто пьет русскую водку, то в безумном фильме Триера о серийном убийце на мгновение появляется Иосиф Сталин, как человек, тоже загубивший немало народа. Жан-Люк Годар же на пресс-конференции по Facetime сказал, что его всегда таинственным образом манила Россия и «надо быть милосерднее к русским». В его монтажной картине, название которой дословно переводится «Книга образа», есть фрагменты из фильмов Эйзенштейна и Довженко, и целая глава даже называется «Вечера Санкт-Петербурга».
Наталья Серебрякова
Поиск по меткам
Каннский кинофестиваль
Персоны
Сарик Андреасян, Кантемир Балагов, Кейт Бланшетт, Терри Гиллиам, Жан-Люк Годар, Александр Довженко, Рома Зверь, Андрей Звягинцев, Дэвид Линч, Сергей Лозница, Кира Муратова, Дмитрий Нагиев, Майк Науменко, Игги Поп, Игорь Поплаухин, Лу Рид, Кирилл Серебренников, Ирина Старшенбаум, Ларс фон Триер, Виктор Цой, Константин Шавловский, Сергей Эйзенштейн, Тео Ю
Фильмы
Дом, который построил Джек, Календарь, Кроткая, Лето, Нелюбовь, Непрощённый, Образ и речь, Теснота, Человек, который убил Дон Кихота
© 2006-2025 kino-teatr.ru
Использование сайта kino-teatr.ru означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения