«Пассажирка»
4 ноября 2009
Два года назад я писал про один из фильмов Станислава Говорухина, которому удалось попасть на большой экран. Фильм назывался «Артистка», и он нес на себе неизгладимый отпечаток «советского» кино.
Тогда же, на пресс-конференции «Артистки», Станислав Сергеевич впервые поведал о своем новом «чаде» – экранизации рассказа Константина Станюковича «Пассажирка». Но до зрителя эта картина, завершенная еще год назад, дошла только сейчас. И каждому, пожалуй, стоит ее увидеть, чтобы воскресить в памяти понятие «старое доброе кино».
Говорухин снимает для тех зрителей, что остались душой в советском периоде нашей истории, о чем неоднократно любит повторять. Мало того, он снимает по старинке, без использования каких-либо цифровых технологий, вживую, на радующей глаз натуре. Если деревня, то настоящая. Если океан, то взаправду, а не смоделированный, как в «Науке сна». И актеры сплошь талантливые и проверенные временем. Молодые же лица появляются лишь для фона, оттеняя опыт и мудрость.
«Пассажирка» соответствует всем стандартам «говорухинского» фильма. За исключением, разве что, актерского состава, в котором немало молодежи. Речь не о главной женской роли – режиссер уже не первый раз открывает для большого кинематографа красавицу с «русской статью» (вспомним хотя бы «Благословите женщину» и Ходченкову). Речь, прежде всего, о команде военного судна «Смелый», в которой, разумеется, сплошь красавцы да умельцы.
Не ново для Говорухина и обращение к морской тематике. Еще в 1968 году он снял «День ангела», где действие происходило на пароходе. Затем были «Контрабанда», «Ветер «Надежды»» и, конечно же, «В поисках капитана Гранта». Поэтому-то все нюансы кругосветного плавания, быт моряков, детали корабля смотрятся без фальши. Да и лирическая музыка Рыбникова постоянно отсылает нас к морской тематике и знаменитой мелодии Дунаевского из «Детей капитана Гранта». Во всем этом чувствуется трепетное отношение режиссера к автору многих рассказов о «тружениках моря».
Что касается самой истории, взятой за основу, то она немного странновата для современного зрителя и читателя. Сейчас уже и не найдется таких отношений и людей. Все стало намного проще и пошлее, люди не задумываются о своих поступках, а «высококультурными» уже могут считать тех, кто прожил без тусовок, с книгой в руке и с одним партнером хотя бы полгода. Поэтому мало кто поймет, кто такая «мраморная вдова» и почему у нее такие строгие принципы. Чтобы плыть столько времени на военном корабле в окружении статных молодцев и ни с кем ни разу… Да вы что? Разве такое возможно? И, тем не менее, были времена и нравы почище нашего…
Говорухину удается вытащить из наших актеров неизведанное. Например, многим запомнится этот необычный капитан, сыгранный Виктором Сухоруковым. А каков Марат Башаров в роли матроса-бабника, приударившего за гувернанткой Веры Сергеевны. Как он органично смотрится на фоне девятнадцатого века! Поражает умудренный долгими странствиями старший штурман в исполнении Сергея Никоненко. Именно он пророчески предупредил молодых офицеров, что взбаламутит команду появление пассажирки на корабле. К месту пришлась Ирина Пегова, разочаровавшая нас в «Возвращении мушкетеров». Вызывает улыбку Петр Зайченко в роли боцмана-матерщинника. Хороши также Мадянов, Добронравов и Баталов, но их до обидного мало. Ну и, конечно же, цепляют главные герои в исполнении Горшковой и Корякова, но, мне кажется, их функции и задачи достаточно просты. Анна, в основном, дефилировала по палубе, а Алексей старательно играл возбужденного юнца. Хотя… Им, по большому счету, и не требовалось больше ничего, ведь суть истории отражалась в репликах старших коллег…
Фильм получился очень ровным и без запинки. Красота поступков сменялась поражающими душу пейзажами, низменные желания чередовались пасмурной погодой. Стоит отметить в этом случае не только блестящую работу операторов, но и филигранную художественную сторону картины. Сколько было вложено труда в декорации, костюмы, детали быта, это даже невозможно себе представить. Поэтому лучше сходить самим на это зрелище. Неважно, сколько вам лет – красота вне возраста и опыта. Достаточно увидеть профиль Веры Сергеевны и присоединиться к сонму ее поклонников, как, впрочем, и самой картины…
Макс Милиан
Персоны
Сергей Ашкенази, Сергей Баталов, Марат Башаров, Валентин Гидулянов, Станислав Говорухин, Анна Горшкова, Фёдор Добронравов, Пётр Зайченко, Геннадий Карюк, Юрий Клименко, Алексей Коряков, Роман Мадянов, Сергей Никоненко, Ирина Пегова, Виктор Сухоруков
Фильмы
Пассажирка
© 2006-2025 kino-teatr.ru
Использование сайта kino-teatr.ru означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения