КИНО-ТЕАТР.РУ

«Криминальное чтиво»

25 декабря 2012

«...Как бы я ни любил Дона Сигела - я считал бы себя удачливым человеком, если бы мне все удалось, как ему, - я не хочу снимать только боевики. Я хочу снимать фильмы разного типа. Но мне нравится этот жанр, я его очень почитаю, уважаю знание о нем, так что мне понравилась идея начать с него. Потом та же идея пришла ко мне и с моим вторым фильмом, там я полностью разрушу этот жанр, что и намереваюсь сделать...»
Квентин Тарантино

Как нам теперь известно, Тарантино удалось не только разрушить все законы криминального фильма в своей второй по счету картине под названием «Pulp Fiction», но и получить Золотую пальмовую ветвь в Канне вместе с заветной статуэткой «Оскара» (за лучший сценарий), а также множество наград и номинаций по всему миру. Картина 31-летнего американского режиссера в одночасье заработало статус культового фильма, а цитаты из него и по сей день считаются эталоном в заправской киноманской беседе.
Сейчас, спустя почти два десятилетия, Квентина Тарантино можно без лишней смелости причислять к истинным новаторам кинематографа, среди которых такие небезызвестные имена, как Сергей Эйзенштейн, Орсон Уэллс или Жан-Люк Годар. Несмотря на то, что некоторые коллеги из зависти могут критиковать его за плагиат и воровство чужих идей, в чем в свое время обвинял Сэмьюэл Фуллер Годара, мир кино бесповоротно изменился со времени выхода «Криминального чтива» на экраны. В наши дни уже мало кого удивишь обилием насилия на экране, взламыванием и перемалыванием жанровых клише, хронологической непоследовательностью, шутливым использованием цитат и композицией в стиле «книжных» глав.
«Криминальное чтиво» для 90-х стал тем же, что и «Гражданин Кейн» - для 40-х. От него повеяло свежим дыханием и новыми идеями. Особенно это дыхание можно было почувствовать где-нибудь в глубинке, где единственный кинотеатр почил в бозе, а видеосалоны повымирали как динозавры один за другим. Среди однотипных боевиков и комедий, лежавших на редких прилавках, «Бешеные псы», «Криминальное чтиво» и «Прирожденные убийцы» смотрелись чуть ли не жемчужинами среди мусора. Наряду с балабановским «Братом», коэновским «Фарго» и родригесовскими «Отчаянным» и «От заката до рассвета», фильмы Тарантино стали источником вдохновения для многих начинающих кинематографистов и киноманьяков. И сейчас мы имеем в наличии целую плеяду режиссеров, выросших на тарантиновской продукции: Гай Ричи, Дэнни Бойл, Мартин Макдонах, Клим Шипенко, Григорий Константинопольский и многие другие...
Но изменился ли сам Тарантино или же он все так же потешается над жанрами?
Ответ даже можно не озвучивать, если вспомнить «Четыре комнаты», «Джеки Браун», «Убить Билла», «Доказательство смерти» и «Бесславных ублюдков».
Во всех этих фильмах присутствует своеобразная тарантиновская Кино-Вселенная с легко узнаваемыми персонажами, вымышленными бургерами «Биг Кахуна» и фразами, кочующими из фильма в фильм. Особенно показательна в этом плане дилогия про Невесту, которую не без умысла и расчета режиссер разбил на две части. Ведь он знал, наверняка, что зритель будет с нетерпением ждать полюбившихся героев и развязки событий, а посему намеренно растянул сюжет, не забыв при этом напичхать его всевозможными отсылками к первоисточникам вроде лент с Брюсом Ли, сериала «Кунг-фу» или же собственных картин. Если хорошенько призадуматься, то Тарантино и раньше любил цитировать свои работы и даже упоминать персонажей из своих прежних лент. Винсент Вега является братом Мистера Блондина, и Тарантино планировал в конце концов снять фильм, где Траволта и Мэдсен были бы задействованы вместе, а вместо этого появились братья Гекко. В этом Квентин похож на своего друга Роберта Родригеса, так же увлеченного собственной Вселенной, но тот погрубее и попроще.
Пика разрушения жанровых стереотипов и табу Тарантино достиг в своей шестой картине «Бесславные ублюдки», в которой он вопреки исторической правде позволил героям уничтожить Гитлера. Разумеется, данную шутку нельзя воспринимать всерьез, Квентин лишь осуществил мечту среднестатистического американца, уверенного, что именно его нация победила во Второй мировой войне. Он одновременно посмеялся и над этой уверенностью, и над клише военных боевиков, в которых главным героям так и не удается убить фюрера. Картина представляет собой одновременно и пародию, и вестерн, и боевик, и, по хорошей традиции, ее также разобрали на цитаты.
Совсем скоро, в январе будущего года, нас ожидает встреча с седьмой картиной признанного мастера - «Джанго Освобожденным», в котором режиссер наконец-то расправится с чисто американским жанром, т.е. вестерном. Но основан сюжет, как и предыдущая работа, опять же на итальянской ленте. Тарантино вообще всеядный киноман, но к итальянскому кинематографу он, похоже, сильно неравнодушен, раз обращается к нему не первый раз.
Поэтому-то на наши экраны и выходит «Криминальное чтиво», дабы подготовить зрителя к новому творению безумного гения-киномана. А незадолго до этого к просмотру «Pulp Fiction» нас подготовила очередная подделка под тарантиновскую стилистику - «Суши-герл» Керна Сакстона. Данная лента, кстати, не лишена определенного обаяния из-за участия в ней постаревшего Марка Хэмилла, памятного многим по роли Люка Скайуокера, Тони Тодда, известного в качестве Кэндимэна, Майкла Бина, Дэнни Трэхо, Джеффа Фэйи и Сонни Чибы. Присутствует в фильме и парочка удачных кадров, но, в основном, он недалеко ушел от продукции, которую можно охарактеризовать как «псевдо-тарантиновщина». Бездарное, бессмысленное и необдуманное кино...
Таких лент после «Криминального чтива» создано немало, что еще раз подчеркивает важность шедевра 18-летней выдержки. Как и самой фигуры Тарантино, олицетворяющей мечту о том, что каждый киноман может стать хорошим режиссером. Конечно же, это только мечта, но, согласитесь, она греет душу тем, кто смотрит очень много фильмов...
Приятного просмотра и с наступающим Новым Годом!
«Криминальное чтиво» в прокате с 27 декабря.

Ссылки по теме:

«Джанго освобожденный» - один из 10 лучших фильмов года
12 фильмов декабря'12. Выбор редакции kino-teatr.ru
«Проверено временем»
Винг Рэймс: «В России у режиссеров больше влияния на процесс съемок, чем в Америке»
Феномен насилия
«Бесславные ублюдки». Рецензия kino-teatr.ru
40 лет еще не возраст
Наркокультура - на экране
Доказательство Тарантино
Удел киноманьяка
Трейлер фильма

Макс Милиан

Персоны

Алексис Аркетт, Розанна Аркетт, Алексей Балабанов, Лоуренс Бендер, Чак Берри, Майкл Бин, Дэнни Бойл, Стив Бушеми, Боб Вайнштейн, Харви Вайнштейн, Венесса Валентино, Брона Галлахер, Майкл Гилден, Жан-Люк Годар, Питер Грин, Кэти Гриффин (II), Сьюзан Гриффитс, Нил Даймонд, Дэнни ДеВито, Сэмюэл Эл Джексон, Анджела Джоунс, Пол Калдерон, Харви Кейтель, Григорий Константинопольский, Джоэл Коэн, Фил ЛаМарр, Мартин Макдонах, Мария де Медейруш, Майкл Мэдсен, Брэд Паркер, Джозеф Пилато, Аманда Пламмер, Винг Реймз, Глендон Рич, Гай Ричи, Роберт Родригес, Тим Рот, Джулия Суини, Квентин Тарантино, Тони Тодд, Джон Траволта, Дэнни Трэхо, Ума Турман, Дуэйн Уайтейкер, Брюс Уиллис, Кристофер Уокен, Фрэнк Уэйли, Орсон Уэллс, Сэмюэл Фуллер, Джефф Фэйхи, Бренда Хиллхауз, Марк Хэмилл, Клим Шипенко, Эрик Штольц, Роджер Эвери, Сергей Эйзенштейн

Фильмы

Бесславные ублюдки, Бешеные псы, Брат, Гражданин Кейн, Джанго освобождённый, Джеки Браун, Доказательство смерти, Криминальное чтиво, Кунг-фу, От заката до рассвета, Отчаянный, Прирожденные убийцы, Суши-гёрл, Убить Билла, часть 1, Убить Билла, часть 2, Фарго, Четыре комнаты



© 2006-2025 kino-teatr.ru
Использование сайта kino-teatr.ru означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения