КИНО-ТЕАТР.РУ

«Сосны»

6 августа 2015

Сериал им. М. Найта Шьямалана


Американскому режиссеру индийского происхождения М. Найту Шьямалану сегодня исполнилось 45 лет (большую половину из которых он посвятил кино). Мастер мистических триллеров с финальными твистами, «следующий Спилберг», как его окрестил когда-то Newsweek, Шьямалан умудрился в середине нулевых пустить карьеру под откос, долго и упорно испытывал на прочность симпатии и зрителя, и продюсера (первый сдался значительно раньше) и уже, казалось бы, собрался уйти под радар, как о нем снова заговорили, - и кажется, без насмешек.


Поводом стал закончившийся в конце июля сериал «Сосны» (в оригинале Wayward pines) - экранизация трилогии Блейка Крауча, шоураннером которой выступил Чад Ходж, а Шьямалан числился продюсером и режиссером первого, пожалуй, самого пижонского, эпизода.


Уэйуорд пайнс, вынесенный в заглавие, - это маленький городок в штате Айдахо, куда нелегкая занесла агента секретной службы Итана Берка (Мэтт Диллон), рыщущего вместе с напарником в поисках коллеги и бывшей любовницы Кейт (Карла Гуджино). Берк попал в аварию, очнулся - Уэйуорд Пайнс. Напарнику повезло меньше - то есть не повезло вовсе. Впрочем, обилие сводящей с ума информации, которая вскоре обрушится на Итана и зрителя, вряд ли можно назвать фортуной. Маленький городок, все друг друга знают, но почему-то не говорят о прошлом, боятся игнорировать телефонные звонки и вообще напоминают насильно-счастливых големов из франшизы The Sims. Берк пытается докопаться до истины, которая где-то рядом, а когда встречает Кейт, внезапно замужнюю и теперь торгующую игрушками, берется за дело с удвоенной силой (когда в городе оказываются жена и сын Итана - от детективных усилий агента начинают лететь искры).


Важно оговорит, что Уэйуорд пайнс - это не Твин Пикс, хотя тут много странных личностей и тайн за красивым забором. Более подходящий аналог – шьямалановский «Таинственный лес», случившийся в схожих декорациях, но «Сосны», позаигрывав сразу с несколькими возможными жанрами, выбрали тропу научной фантастики и форму высказывания об ужасах фанатизма, больших идей и цикличности истории. И хоть за сериалом в первую очередь стоят автор книги и шоураннер, очень уж много в нем шьямалановщины - от ставки на детей до одержимого идеей всеобщего блага безумца-пророка. Наконец, «После нашей эры» складывается с «Соснами» в условную футуристическую дилогию: размашистая притча о страхе и многосерийный триллер об ответственности.


Разбирать Wayward pines как мозаику из фильмов М. Найта Шьямалана тем проще, что повествование сериала будто списано с карьерной кривой режиссера: интрига, взлет, каскад неожиданных поворотов и полсезона застоя. «Соснам» то ли не хватает еще сезона (его уже точно не будет), то ли много отведенных десяти эпизодов: перестав выкручивать интригу до упора с каждой серией, шоу начинает бубнить очевидные и не слишком удивительные вещи, и последние пять выпусков проходят при легком недоумении от плохо сшитых сюжетных линий и нерешенных конфликтов.


Впрочем, проблемы с самоидентификацией у шоу были видны еще в самом начале, когда «Сосны» напоминали и «Остаться в живых», и «Сотню», и уже упомянутый «Таинственный лес», и многое-многое другое. Ближе к концу сериал совсем растерялся, и финальный эпизод, снятый старожилом Тимом Хантером, вдруг оказывается оммажем недорогим хоррорам 80-х (на этом же поле, но с чувством юмора уже второй год орудует «Штамм»). Где-то в водовороте подражания должен был найтись искупительно неожиданный месседж, который прикрыл бы стилистическую несогласованность и сюжетно-мотивационные недостатки. Но в этом самом водовороте он так и затерялся.


«Сосны» оказываются вывернутой наизнанку young adult-антиутопией, «Голодными играми» без упора на любовную линию и фейерверки, непростым ребенком немецкого «Эксперимента» и «Повелителя мух». Из всех возможных акцентов Чад Ходж в итоге выбирает закономерный, но будто бы пришитый насильно: и повторится все, как встарь, дети будут воспроизводить заразительные грехи взрослых, сумасбродные зерна фанатизма дадут самые бурные посевы, а вечному возвращению не будет конца. И от мысли о цикличности всего где-то в мире радостно потрет руки один М. Найт Шьямалан, который давно хочет вернуться к лучшей жизни.



Алексей Филиппов

Ссылки по теме

Статьи:
Кошмар 2015
Смотри в оба. Сезон 2015
Ваши новые наркотики. Премьеры зарубежных сериалов начала 2015 года

Рецензии:
«Босх»
«Водолей»
«Восьмое чувство»
«Сорвиголова»

Следите за новостями сериалов и масскульта в нашем паблике Geek edition

Поиск по меткам

Алексей Филиппов, Антиутопия, Детектив, Зарубежные сериалы, мистика, постапокалипсис, ученые

Персоны

Карла Гуджино, Рид Даймонд, Тоби Джонс, Мэтт Диллон, Хоуп Дэвис, Мелисса Лео, Джулиет Льюис, Шэннин Соссамон, Терренс Ховард, Эм Найт Шьямалан

Фильмы

Сосны



© 2006-2025 kino-teatr.ru
Использование сайта kino-teatr.ru означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения