Артём Михалков: «Не понимаю людей, которые во всём видят только негатив»
11 февраля 2016
Впервые на большом экране Артём Михалков появился ещё в младенческом возрасте в знаменитой «Сибириаде» Андрея Кончаловского и Леонида Эйдлина. С тех пор его судьба неразрывно связана с кино. В 1998 году он закончил режиссёрский факультета ВГИКа (мастерская Марлена Хуциева) и совместно с Ильей Хржановским снял первый короткомтеражный фильм «Остановка». После чего работал ассистентом режиссёра на ленте Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник», где также снялся в роли юнкера Бутурлина. Зрителям знакомы, прежде всего, его актёрские работы: Мичман Нечаев в «72 метра», Стас из «9 роты», Вадим в «Духless» и многие другие. Также Михалков добился успехов на посту президента фестиваля дебютного кино «Движение», который за 4 года стал одним из самых актуальных смотров на постсоветском пространстве. Однако полнометражный режиссерский дебют - авантюрную комедию «Ставка на любовь» - он выпускает только сейчас. Премьера фильма с Ованнесом Азояном и Андреем Бурковским и стала поводом для нашей встречи, во время которой мы поговорили о жанрах, новых «Гардемаринах», герое нашего времени и месте режиссера в современной России.
Вы всю жизнь связаны с кино. Почему решили снять свой полнометражный дебют только сейчас?
Я снимал и документальное кино, и рекламу, и клипы - как говорят, был в профессии. Но именно полнометражный фильм как-то не складывался. У меня были разные сценарии, я много раз пытался, но всегда что-то мешало: то продюсерам не нравилась история, то я сам чувствовал, что не готов, то финансовые моменты, то ещё что-то. А тут, как по мановению волшебной палочки: появился сценарий, появилась группа единомышленников, и всё понеслось.
Для вас это какой-то особенный этап в карьере?
Определенно. Полный метр предполагает наличие опыта, знаний, умения разговаривать, находить продюсеров и т.д. Это колоссальная ответственность. И если ты её на себя взял, то и отвечать надо по всей строгости.
Для вас как для режиссёра существуют оковы жанры? Или всегда в начале это полностью авторское видение, а жанр приходит потом?
В режиссуре важно чётко придерживается жанра, потому что, когда начинает ломаться жанр, ломается и сама история. Но очень часто бывает ситуация, когда, допустим, снимают комедию, а потом становится понятно, что получается не совсем комедия, а скорее драмеди. Это зависит и от режиссёра, и от того, насколько сценарий дорабатывается во время съёмок, да и актёры очень много чего приносят, что может полностью изменить суть истории. У нас, как мне кажется, получилось всё-таки романтическая комедия. Там и дружба, и любовь, и авантюра, связанная с героем Александра Реввы. При этом, что для меня очень важно, это фильм для всей семьи.
Одна из сюжетных линий связана с покером. Какими фильмами про казино и карты Вы вдохновлялись?
От референсов никуда не уйдешь, потому что так работает наше подсознание. Ты в любом случае хочешь, чтобы это было на что-то похоже. Я не могу сходу назвать все фильмы, которые мы смотрели, но и «11 друзей Оушена», и «Казино» точно в этом списке были. Наша история получилась не о фишках, казино и деньгах, а о том, что человек, пройдя через ряд трудностей, может прийти к искреннему – к любви и пониманию. А так как это не фестивальный фильм, а всё-таки коммерческий продукт, то мы хотели сделать его ярким и запоминающимся, в чём, конечно, большая заслуга Марата Адельшина. Мы с ним очень быстро друг друга поняли, и в итоге у нас получился настоящий творческий союз. Споры, конечно, были, но главное – мы смотрели в одну сторону. Помимо этого, конечно же, у нас были замечательные продюсеры. Это компания Yellow, Black & White Эдуард Илоян, Денис Жалинский, Резо Гигинеишвили и все-все-все, кто был причастен к этому проекту. Это очень важно, когда есть союзники и есть, кому в сложный момент подставить дружеское плечо.
Что такое быть режиссёром в России сегодня? Возможно ли быть режиссёром-автором, кредо которого «я хочу так и все остальные варианты не принимаются»? Есть ли в этом необходимость?
Я думаю, что вот это ощущение «я так хочу» надо заслужить. Сейчас кино – это, прежде всего, продюсерская история. Сколько мы знаем случаев, когда режиссёр уходил с проекта, потом возвращался, потом проект передавали кому-то ещё, потом продюсеры начинали сами снимать, становились режиссёрами и так далее. Раньше такого не было, естественно. Но учитываю сегодняшнюю ситуацию, я безумно рад, что в свои 40 лет у меня есть такая возможность – снимать кино, открывать что-то новое. Для меня это всё ещё поиск и очень большой эксперимент, поэтому я очень сильно прислушиваюсь к тому, что говорят вокруг. Пока я просто хочу снимать.
У вас уже есть конкретные идеи, проекты на будущее?
Мне очень хочется сделать простую современную драму про наше время, про то, что я знаю, про то, что я видел. Это и 90-е годы, и 2000-е, и нынешнее время. Мы сейчас разрабатываем сценарий и начинаем думать где, как и с кем его делать.
У любой эпохи должен быть свой герой. Кто герой нашего времени? Брокер, менеджер, гастарбайтер?
Роман Прыгунов снял «Духлесс», и я считаю что Макс – герой нашего времени, по крайней мере, он занял свою нишу. Это может быть любой человек на самом деле, и для меня большая загадка, почему его всегда ищут. Во все времена ищут этого героя. Мне кажется, он может быть любой профессии, главное, что с ним происходит, с этим героем, и как он реагирует на так сказать «вызовы современности». Я очень надеюсь, что герой моего следующего фильма сможет стать таким и ответить на те вопросы о нашем поколении, которые всех беспокоят.
Есть ли, по вашему мнению, российский режиссер, который сегодня пытается ответить на эти вопросы?
Жора Крыжовников. Мне нравится его общая мысль, и как он это всё складывает, как он это всё создаёт, как пишет сценарий. У него новое видение ситуации, и оно очень крутое. Как мне кажется, среди режиссёров, которые снимают именно комедии, он номер один. Он интересен.
Но у него же, по большому счету, нет героя. У него есть набор типажей, которых он ставит в некие обстоятельства…
Но он умеет это так создать и преподать, что безоговорочно веришь в эти ситуацию, в этих героев. Они – настоящие, то, как они говорят, то, как они действуют - за этим стоит очень глубокая художественная правда. А это действительно очень смешно, круто и актуально. И кассовые сборы это только подтверждают.
Расскажите о кастинге. В нём есть очень известные, «медийные» лица - Дмитрий Хрусталёв, Андрей Бурковский. Это режиссерское видение или уступка продюсерам?
У нас были очень долгие и сложные пробы, и тот ансамбль, который у нас получился, – это результат очень большого числа обсуждений и споров, но сегодня могу сказать, что я ни на йоту не сомневаюсь в нашем выборе. У Бурковского дуэт с главным героем Ованесом Азояном, и когда я их первый раз увидел вместе, понял, что вот оно. Они дополняют друг друга, это какая-то химия, они просто стоят рядом, но у тебя уже пропадают многие вопросы, и многие сцены складываются сами собой. Потом появилась Катя Шпица - и мы поняли, что костяк у нас уже есть. У Димы Хрусталёва роль не очень большая, но он смог поймать образ и талантливо его раскрыть. Полина Максимова — фантастическая вообще. Олеся Судзиловская меня на съёмках поразила, она мне говорила «самый лучший дубль — это мой первый дубль». Я потом на монтаже смотрел, и понимал, что она права. Александр Ревва глубокий, знающий тонкости в юморе, предлагающий артист. Интересно получается, что сейчас и в кино, и на телевидении очень многие пришли из КВН. Я не знаю, почему.
Есть мнение, что КВН-щикам в кино не место, потому что они мыслят другими категориями, не целой картиной, а скетчами и гэгами…
Категорически не согласен. Бурковский тоже из КВН, а сейчас работает в МХТ, у него там через день спектакли. Он очень дотошный, следит за каждой мелочью, страшный зануда. Саша Ревва, несмотря на свой статус и известность, постоянно старается совершенствоваться, и это вызывает безумное уважение. Да и продюсеры наши тоже оттуда, при этом раз в квартал кино выпускают. Я вообще не понимаю людей, которые во всём видят только негатив. Я из тех людей, которые просыпаются утром, видят солнце и - «Боже, какое счастье!». Я бы очень хотел, чтобы люди жили с такой же установкой, и тогда все проблемы решались бы намного проще.
У вас есть секрет, как сбивать с известных актёров их «медийность» и груз прошлых ролей? Как сделать, чтобы зритель видел персонажа, а не Ржавого из «Даешь Молодежь» или «светленького» из «Вечернего Урганта»?
На самом деле не так уж важно, какой бэкграунд у актёра за плечами. Важно, чувствует он своего героя или нет, понимает ли его, комфортно ли ему в нём. Когда я снимался в «Сибирском цирюльнике» у отца, он нас отправил на четыре месяца в Костромское военное училище, где мы жили в самых настоящих казармах, и если у меня до этого и были какие-то фальшивые представления о самом себе, то это быстро всё облетело. Надо просто дать актёру время пожить жизнью своего героя. Вот как ДиКаприо, когда снимался в «Выжившем», он же и в воде этой ледяной лежал, и печень ел. Может быть, это перегиб под «Оскара», но упрекнуть его в непрофессионализме точно никто не сможет.
Вы также являетесь президентом фестиваля дебютов «Движение» в Омске. Что от него ждать в этом году?
Мы пока только открыли заявки на наш фестиваль. Это не так быстро происходит. Могу сказать одно: у нас четвёртый год будет фестиваль, который складывается в очень правильную историю. И что важно, дебютанты, которые приезжают в Омск, потом делают более уверенные шаги и переходят в большое кино. И мне от этого очень тепло: от наших зрителей, от той атмосферы, которая там существует. Сейчас на Берлинский фестиваль поехал один из участников нашего фестиваля. И это безумно приятно – быть сопричастным этому движению. В этом году программа у нас будет ещё сильнее и интереснее. Добро пожаловать всем в Омск.
При этом каждый год он меняется, обрастает новыми программами и интересными форматами...
Это всё Стас Тыркин. Он – клад всех фильмов на Земле. Он постоянно где-то - то на Берлинском, то в Каннах, то ещё где-то... Я думаю, что, учитывая его энтузиазм, талант и трудолюбие, мы уже через несколько недель сможем вам представить что-то удивительное.
Почему эта история получилась, выстрелила именно в Омске?
Мне кажется у феномена Омска, есть одно простое объяснение: здесь все хотят искренне общаться, и делают своё дело. За простоту и желание открывать новые имена многие любят этот фестиваль. И мне хочется снова поблагодарить Стаса, Полину Зуеву и всех-всех-всех. Это же не просто взял и закрыл на ключ, а потом через год пыль стёр. Это постоянное общение, жизнь, смотры фильмов. Сложно, но интересно.
Для многих наших читателей вы всё-таки как актёр известны. И из заявленных у вас проектов на будущее - «Гардемарины». Правда это или нет?
Я общался с Светланой Дружининой, мы договорились, что я приеду на пробы, проведем примерку костюмов. Вопрос в том, чтобы я не состарился уже к тому времени, когда его будут снимать (смеется – прим.ред).
Для вас режиссура и актёрство — это две разные дороги? Или в каких-то точках они могут пересекаться?
Конечно, они разные. Хороший режиссёр — это мечта. Конечно, если мне сейчас предложат классный сценарий и дадут в нём роль, я с удовольствием соглашусь. Но сейчас я хотел бы дальше продолжать снимать как режиссёр.
А не думали сами сняться в своём фильме?
Это высшая смелость, я могу сказать так. У меня пока таких мыслей нет. Может быть, одну из ролей в своём фильме я бы себе и отвёл, но мне кажется, что в данный момент надо сосредоточиться либо на одном, либо на другом. Невозможно делать всё сразу. Так получилось у отца, и он завоевал «Оскар». Но это один случай на миллион.
Жан Просянов
Поиск по меткам
Жан Просянов
Персоны
Марат Адельшин, Ованес Азоян, Андрей Бурковский, Резо Гигинеишвили, Денис Жалинский, Эдуард Илоян, Полина Максимова, Артём Михалков, Александр Ревва, Олеся Судзиловская, Дмитрий Хрусталёв, Катерина Шпица
Фильмы
Гардемарины 1787. Мир, Сибирский цирюльникъ, Ставка на любовь
© 2006-2025 kino-teatr.ru
Использование сайта kino-teatr.ru означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения