Говоря о фильме
«В ауте», хочется избежать превосходных степеней, учитывая саму его тему и тональность, а также в связи с повсеместным употреблением всуе таких характеристик, как «потрясающе» и «гениально» (можно подумать, что каждый второй в нашем искусстве – гений).
«В ауте» – глубокое творческое Слово его создателей – режиссеров
Ольги Арлаускас и
Никиты Тихонова-Рау и ставшей фактически их соавтором главной героини картины –
Сони Шаталовой. Этот пронзительный по звучанию фильм, снятый с любовью (это отношение режиссеров к избранной теме чувствовалось и в предыдущем фильме
«Клеймо»), обладает подлинной документальностью, ценностью свидетельства о сложном и необычайно богатом внутреннем мире девушки-аутистки, преодолевающей свою неспособность говорить и другие связанные с болезнью барьеры рождающимся в муках поэтическим Словом! В первый раз евангельское «Вначале было Слово» в фильме приходит на ум, когда говорится о том, что способность читать и писать у Сони «открылась», а не приобреталась ею.
В настоящей поэзии, как в капле воды, отражается окружающий мир, преломляясь в духовном мире поэта. Звучащие в фильме стихи Сони глубоки и прозрачны, а временами в них чувствуется сила, побуждающая, подобно «гласу вопиющего в пустыне», каждого из нас остановиться и посмотреть другими глазами на самих себя, среди суесловья прислушаться к собственному внутреннему голосу. Этот мотив сродни строкам Николая Гумилева:
«Но забыли мы, что осиянно только Слово средь земных тревог…». В продолжение стихотворной ассоциации вспоминаются кадры огромного дома с провалами вместо окон, похожего на опустевшие соты, в которых остались только «мертвые слова». Очень остро звучат размышления Сони в контексте болезненных проблем нашего общества!
Среди любимых стихов Сони – строки Осипа Мандельштама:
«Дано мне тело – что мне делать с ним…». Важнейший вопрос, который приходится решать Соне, – что делать со своей жизнью, как исполнить то, к чему ее призывает Господь. А разве осмысление собственного существования, поиск своего призвания, места в жизни – это не те проблемы, которые должен решать любой мыслящий человек, причем на протяжении всего земного пути?
Естественному восприятию стихов и дневниковых записей Сони помогает органичная, деликатная манера их чтения в фильме. Вообще, учитывая этическую сторону поднимаемой темы, очень важно, что вся картина снята тактично, но в то же время достаточно откровенно, что необходимо для полноты создаваемого образа.
Фильм пробуждает чувство сопричастности, сопереживания, а не соболезнования. Он говорит о разобщенности людей и этим служит их сближению. Он говорит о Слове, рождающемся свыше, и вдохновляет на ответное слово, на диалог, на внимание к ближним. Над фильмом хочется размышлять, причем в самых разных плоскостях, потому что он многослоен и многомерен. Красноречивы вызываемые им богатые ассоциации из области художественного кино:
«Осенняя соната»,
«Сталкер»,
«Человек дождя»…
Сильное впечатление производит и выстраиваемый в картине видеоряд: много операторских находок (за которыми, очевидно, много поисков), созвучий с текстом (как в эпизоде с осенним листком, улетающим в водосточную решетку). Подобно тому, как «мертвым словам» из эфира противопоставляются живые слова Сони, так ее одухотворенный облик (невозможно забыть светящиеся голубые глаза!) предстает в контрасте с безжизненными «фотомоделями» из парикмахерского салона и манекенами. Множество интересных деталей вызывает желание смотреть этот фильм, обладающий несомненными художественными достоинствами, не один раз, чтобы уловить ускользнувшие смысловые оттенки. А насколько необычна попытка изобразить сложный ритм мировосприятия аутиста!..
Дай Бог, чтобы этот фильм увидело как можно больше людей, ведь такое кино, как свежий воздух, необходимо нам, существующим в мире, где все больше торжествуют бездушие и бездуховность, а люди с нервными заболеваниями становятся «подопытными кроликами» для бойких журналистов, зарабатывающих на чужих бедах рейтинговые очки. Аншлаг в кинотеатре «Художественный» на премьере фильма «В ауте», дружные аплодисменты его создателям и героям свидетельствуют о том, что широкий интерес в нашем обществе могут вызывать и фильмы, стремящиеся лирой киноискусства пробуждать по-настоящему добрые чувства и мысли.
Игорь Баранов
Расписание показов:
обсуждение >>