16 [29] сентября 1905, Москва — 19 ноября 1976, Москва
Участник танцевально-акробатического дуэта (с Анной Редель).
Заслуженный артист РСФСР (1947).
Учился на актерском факультете Государственного института кинематографии, одновременно в пластической студии Веры Майя, входившей в состав Театрального техникума им. А. Луначарского, Театральной мастерской при Камерном театре (1925-1927). Балетмейстер в Московском театре оперетты (1927-1928).
Впервые Редель и Xрусталев выступили вместе в 1928 году в «Акробатическом вальсе» на музыку Г. Стодтгардта и Р. Фримля (постановка И. Дубовской). Сразу же обнаружилось гармоничное сочетание их внешних данных — хрупкость Редель подчеркивалась монументальным атлетизмом Xрусталева. К тому же между ними возникало чисто интуитивное взаимопонимание и единство действия, столь необходимое при выполнении сложных акробатических поддержек. Динамика их танца ассоциировалась со стремительным нарастанием темпов современной жизни. Обширный репертуар (за 30 лет сценической деятельности более 100 номеров) создавался многими балетмейстерами. Партитуру номера насыщали акробатическими приемами, которые неустанно продолжали разрабатывать, становились соавторами балетмейстеров. Некоторые номера ставили сами. Лучшие танцы сохранялись в репертуаре десятилетиями, появлялись новые их варианты. К ним относятся номера (помимо уже упомянутого «Акробатического вальса»): «На катке», муз. И. Штрауса в собственной постановке (начиная с 1928 создано 8 вариантов), «Цирк», муз. Борхардта, в постановке Глан (1930), «Танго», муз. И. Альбениса (1933) и «После бала», муз. М. Прессмана (1938, оба в постановке П. Кретова), «Мексика», муз. народная (постановка Е. Менее, 1939), «Гавайская поэма», муз. С. Скотта (постановка К. Голейзовского, 1946), «Вальс» И. Штрауса (1940) и «Лиса и бобер», муз. А. Цфасмана (1948) (оба в постановке Г. Шаховской).
Творческий путь Редель и Xрусталева показывает эволюцию жанра акробатического танца от бессюжетных номеров к передаче конкретного содержания, созданию характеров. Классический танец, которым мастерски владела Редель, сочетался с эксцентрической акробатикой виртуозного по технике дуэтного номера. Номера отличало ясное, радостное мироощущение, спортивность, изящество, лиризм.
Много гастролировали по стране и за рубежом (Иран, 1943, Чехословакия, Венгрия, Югославия, Австрия и др., 1946). Выступали с большими сольными концертами, творческими вечерами. Перестали выступать в 1957 году. С 1960 г. преподавали в ВТМЭИ. Среди их учеников: Л. Н. и А. В. Гайдаровы, Ю. Романенко, А. Евтушенко.
последнее обновление информации: 12.03.22
обсуждение >>