Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Михаил Эпельбаум фотография
Имя
Пароль
 
 


Забыли пароль?

Хотите зарегистрироваться на форуме?

2
Moderato   14.03.2025 - 23:19:39
Заслуженный артист РСФСР (1937).

После октябрьского переворота стал гастролировать в качестве исполнителя песен на идише, что принесло ему широчайшую популярность. В 1926–1929 годах гастролировал в странах Европы и Америки. По возвращению жил в Киеве, затем в Ленинграде. Гастролировал по городам Советского Союза.

В 1941-1945 был "приписан" к Новосибирску, но находился в беспрерывных командировках - выступал в прифронтовых госпиталях, снимался на алма-атинской киностудии в фильме Абрама Роома "Нашествие". После войны вернулся в Ленинград, выступал с концертами еврейской песни в различных городах Советского Союза. В 1949 году, в ходе разгрома еврейской культуры, был арестован и приговорен к десяти годам лишения свободы. Освобожден из ГУЛАГа в 1954 году и в условиях хрущевской "оттепели" триумфально объездил с еврейскими песнями многие города Советского Союза.

https://spb-tombs-walkeru.narod.ru/2012/3/9.html
_______________________________________________________________________
Михаил Иосифович Эпельбаум (Mikhail Apelbaum).
Многочисленные поклонники Михаила Эпельбаума не случайно величали его «Еврейский Шаляпин».
Кто из сегодняшней молодёжи слышал это имя ?
Мне довелось в 1956 году присутствовать на его концерте в Театре эстрады на улице Желябова. Маме достала билеты - подруга Белочка Райкина (младшая сестра Аркадия Исааковича).
В зале не было свободных мест. За происходящим на сцене и в зале бдительно наблюдала милиция, хотя никаких эксцессов не предвиделось, кроме бурных и несмолкающих аплодисментов.
На глазах у многих можно было заметить слезы. В зале весь цвет интеллигенции Ленинграда.
Песни звучали на запрещенном советской властью языке идиш.
Эпельбаум завоевал в свое время необычайную популярность у еврейской аудитории, а для целой плеяды советских еврейских эстрадных певцов стал первопроходцем и образцом для подражания.
Еврейский певец и актер. Родился в семье портного. Обучался у домашних учителей, затем в частной гимназии и в Варшавском музыкальном институте.
С 1911 г. принимал участие в организованной Семёном Ан-ским этнографической экспедиции по местечкам Подолии и Волыни, где записывал образцы еврейской народной музыки.
Сильный голос певца (драматический баритон) позволял ему исполнять оперные арии. По приглашению Киевского оперного театра он неоднократно и с неизменным успехом исполнял партию Демона в одноименной опере Антона Рубинштейна. Эпельбаум играл и в драматических спектаклях, особенно удачной была роль Де Сильвы в «Уриэле Акоста» К.Гуцкова. Однако наибольшую славу певцу принесло исполнение еврейских песен на эстраде. Репертуар Эпельбаума был необычайно широк и включал песни и баллады, записанные Эпельбаумом в ходе этнографических экспедиций.
В 1927–33 гг. Эпельбаум гастролировал с концертной программой в странах Европы, Америки, Африки; исполнительское мастерство «еврейского Шаляпина» находило широкое признание в различных кругах.
По возвращении с гастролей Эпельбаум поселился в Ленинграде, работал в Театре музыкальной комедии, в областной филармонии, в Ленгосэстраде, гастролировал по городам Советского Союза; его деятельность была отмечена званием заслуженного артиста РСФСР.
Истоки сценического пути Эпельбаума лежали в еврейских опереточно-драматических труппах, разъезжавших в начале XX-го столетия по черте оседлости и Царству Польскому.
После революции он начал выступать с сольными концертами на идише. В первой половине 1920-х годов триумфально объехал многие города России, Украины и Белоруссии.
В 1926-м отправился с гастрольным турне на Запад.
В 1929-м - возвратился в СССР, поселился в Ленинграде. Исколесил с еврейскими песнями весь Союз.
В 1937-м получил от советского государства почетное звание заслуженного артиста РСФСР, а в 1949-м — 10 лет лагерей с конфискацией имущества.
В 1941–45 гг. Эпельбаум жил в эвакуации в Сибири, работал в Новосибирском концертном объединении.
После войны вернулся в Ленинград и опять выступал с концертами еврейских песен в различных городах Советского Союза.
В 1949 г., в ходе разгрома еврейской культуры, был арестован и приговорен к десяти годам лишения свободы. Была осуждена также его жена Розалия Эпельбаум.
Реабилитирован в 1954 г., вернулся в Ленинград. Вышел на свободу больным, но не сломленным. Одним из первых в постсталинском СССР, всего через два года после смерти диктатора, вновь начал гастролировать по стране с песнями на идиш- и тем самым дарить своей аудитории, запуганной и настрадавшейся, радость и надежду. Хотя почетное звание артисту было возвращено, министерство культуры РСФСР не позволило руководству Ленконцерта принять Эпельбаума на постоянную работу, разрешив только выступления на договорной основе.
Репертуар еврейской песни, с которым выступал певец, подвергался жесткой цензуре; зачастую ему не разрешали выступать только с «еврейской» программой, предписывая в первом отделении концерта исполнять русские песни. Однако Эпельбаум в условиях хрущевской «оттепели» триумфально объездил с еврейскими песнями многие города Украины, Белоруссии, Прибалтики.
Уже в марте 1955 года репертком Ленгосэстрады утвердил его концертную программу. Правда, среди 17 разрешенных к исполнению песен были и таджикская, и карело-финская, и две неаполитанские, и лишь семь- на идише. И все-таки это был прорыв- «еврейский Шаляпин», как нередко называли Эпельбаума поклонники, вновь получил возможность выступать, а еврейские песни вновь обрели «права гражданства» на ленинградской сцене.
Парадоксальным образом никогда в России не существовало столько еврейских театров, как в кровавые годы Гражданской войны. Пользуясь новообретенной свободой творческой деятельности, по городам и местечкам колесили десятки коллективов, дававших спектакли на идише. Многие актеры пали жертвами насилия. Премьер одной из трупп Михаил Эпельбаум едва не погиб во время резни, устроенной в мае 1919 года в Черкассах бандой атамана Григорьева. По широко распространенной легенде, артист спасся, спев погромщикам украинскую песню...
Новые исторические реалии означали не только и не столько появление жесткого идеологического контроля, «пролетарской» критики и госорганов управления культурой (от цензуры и административного давления еврейские артисты немало настрадались и при царизме, а вмешательство советской власти в культурную деятельность первоначально было не слишком активным и всеохватным).
Литература, пресса, театр, школа на идише получили в Стране Советов небывалый прежде статус, а зачастую и прямую государственную поддержку. Начала формироваться и новая массовая еврейская аудитория, рассматривавшая книгу, спектакль или концерт на родном языке уже не просто как средство развлечения, но как важный компонент своего недавно обретенного гражданского равноправия. А значит, предъявлявшая к ним иные требования. Бывший опереточный актер, Эпельбаум умел чувствовать и понимать своего зрителя. Ему удалось сохранить преемственность по отношению к дореволюционному еврейскому театру с его демократичностью, импровизационностью, близостью к народному исполнительству, и в то же время выйти на другой уровень, привлечь к сотрудничеству пианистов, композиторов, аранжировщиков с солидным музыкальным образованием и хорошим вкусом, соединить песню на идише с традициями европейского и русского вокального искусства.
На завершающем этапе блестящей музыкальной карьеры судьба отпустила «еврейскому Шаляпину» лишь около двух лет.
Упомянем ещё одну забытую ныне личность- Яков Иосифович Розенфельд (1892–1961)- композитор, пианист, дирижер. Он учился в Харьковской консерватории. Во второй половине 1930-х работал главным дирижером Ленгосцирка, а также писал музыку к постановкам Ансамбля мастеров еврейской оперетты при Ленгосэстраде (ансамбля Анны Гузик). В 1944 году, находясь в эвакуации, занял должность дирижера и заведующего музыкальной частью Белорусского Государственного еврейского театра , базировавшегося тогда в Новосибирске. Он создал музыку к нескольким спектаклям. В репертуаре Эпельбаума песни Розенфельда появились ещё до войны , а «Напев без слов» в его обработке вышел и на граммофонной пластинке.
Официальная причина досрочного освобождения из лагеря соответствовала действительности: певец был смертельно болен.
Последний концерт Эпельбаума состоялся весной 1957 года в ленинградском Доме народного творчества на Рубинштейна,13. Во время выступления артисту стало плохо. Прямо из концертного зала его отвезли в Военно-медицинскую академию.
Михаил Осипович умер 15 апреля 1957 года. Гроб для гражданской панихиды установили в Театре эстрады.
сообщение было отредактировано в 23:30
1
Natascha848 (екатеринбург)   01.03.2016 - 17:38:09
Гениально сыграл немца в "Нашествии"! Видимо актер, сам по национальности еврей, вложил в эту роль всю ненависть к фашистам. И судьбе-то его не позавидуешь, видимо после реабилитации сердце его уже не выдержало. Светлая память!

Афиша кино >>

военный фильм, драма, исторический фильм, экранизация
Великобритания, Польша, США, 2023
триллер, экранизация
Канада, 2024
драма, комедия
Россия, 2024
фильм ужасов
Индонезия, 2024
комедия, криминальный фильм
Италия, 2024
Беларусь, 2024
детектив, триллер, фильм ужасов
Южная Корея, 2015
драма, социальная драма
Испания, 2025
детский фильм, комедия, приключения, семейное кино, сказка
Россия, 2025
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен