Группа американских подростков, живущих в престижном пригороде Лос-Анджелеса, совершает нелегальный "шоппинг", проникая в опустевшие дома своих кумиров. Схема до смешного простая: мониторинг новостных сайтов позволяет быть в курсе передвижений звезд, а гугл выдает адреса их резиденций и возможность вычислить удобный подход к дому. Дальше все просто. Пока
Перис Хилтон нюхает кокаин на вечеринке в Лас-Вегасе, дети открывают дверь ее дома ключом, оставленным под половичком, и неспеша копаются в ее гардеробе, складывая в чемоданы приглянувшееся барахло.
Насколько бы нереальной казалась эта история, она действительно произошла четыре года назад в Лос-Анджелесе. Несколько знаменитостей (в числе которых
Меган Фокс,
Орландо Блум,
Линдсей Лохан,
Рейчел Билсон и упомянутая выше
Перис Хилтон) стали жертвами серии ограблений. Официально это называется "ночная кража со взломом", но как такового факта "взлома" не было. Подростки не разбивали окна, не взламывали замки и сейфы, и даже не сталкивались с сигнализацией. А спокойно проходили в незапертую дверь и разгуливали по дому, собирая вещи и дорогие аксессуары. Иногда находили внушительную сумму наличных, "припрятанных" в шкатулках на прикроватных тумбах или в коробке с часами. Долгожданная слава пришла к грабителям в виде полицейских с ордером на обыск. Ребята засветились на любимом канале TMZ (авторитетный поставщик свежих новостей из мира звезд), и о них написали статью в Vanity Fair, на основе которой
Коппола сняла свой фильм.
Задуманный как сатира на общество потребления и тлетворное влияние шоу-бизнеса на неокрепшие умы,
"Элитное общество" по характеру посыла больше похож на документальный фильм. Так уж исторически сложилось, что сатира старается избегать прямого текста и окончательных диагнозов. Она прячется за ширмой из всех доступных средств от аллегории до гиперболы, одновременно защищая автора и предлагая адресату судить о предоставленном материале в меру своих интеллектуальных способностей. Но ведь не каждый понимает намеки. Другое дело - документальное кино с его свободой высказывания, которая позволяет ткнуть пальцем в злокачественное образование на теле общества и донести до зрителя формулировку проблемы. Примерно этим Коппола и занимается. Ей явно неприятны глупые подростки, чьи интересы без остатка поместились бы на полосе светской хроники модного журнала. Она высмеивает их систему ценностей, их привычки, их речь, их родителей. И если на минуту вам показалось, что это пародия или гротеск - то вам показалось. Это реальность: да, они именно так разговаривают, так ведут себя, так проводят время, и с именно такой частотой фотографируют себя на телефон. То же касается и жертв ограблений. Коппола молча высмеивает нарциссизм и беспечность Пэрис Хилтон, отправляя своих героев на прогулку по ее особняку, увешанному портретами хозяйки. Хотя Пэрис вряд ли поймет даже такое прямолинейное высказывание. Это ж кем надо быть, чтобы оставлять под половичком ключи от дома и не заметить, что тебя ограбили шесть раз?
Досталось всем, включая режиссера. Заигравшись в сатиру на медиа-систему, в которой бездари и преступники становятся героями ток-шоу, Коппола не заметила, как сама стала частью этой системы, подарив грабителям фильм в их честь. Двадцатилетняя Алексис Нейерс может теперь гордиться до гробовой доски - ее сыграла сама
Эмма Уотсон! А то, что Уотсон пугающе достоверно изобразила ограниченную идиотку с манерами и лексиконом участницы конкурса красоты - не так уж и важно.
Сюжет, укладывающийся в 2 минуты устного пересказа, превратился в полуторачасовой фетишизм с двойным саундтреком. Коппола врывается вместе с героями в зеркальный лабиринт гардеробной Перис Хилтон, копается в ящиках с бельем и разглядывает прилавки с ювелиркой с таким восторгом и любопытством, которые присущи только женщине. Социальной сатире это вроде как ни к чему. Зато историю о клептомании по-другому и не снимешь.
"Элитное общество" в прокате с
4 июля.
Ссылки по теме:
София Коппола: От «Крёстного отца» до «Элитного общества»
10 фильмов июля. Выбор редакции kino-teatr.ru
«Где-то» Софии Копполы. Рецензия
Эмма Уотсон в «50 оттенков серого»
Новый фильм Софии Копполы
Эмма Уотсон в роли Золушки
Каннские хиты в Одессе
обсуждение >>