Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Фестивальная колонка >>

«Завтра» - это микс из всего, что занимает современную культурно продвинутую молодежь. Андеграунд, авангард, социальное кино, видеоколлажи, незамеченные за грудой ширпотреба образчики жанрового кино – все это вы найдете под одной крышей (здесь их три – «35mm», «Ролан» и «Пионер», но не суть важно). И в абсолютной тишине (благо, ходят всего 3,5 человека) насладиться или ужаснуться новому слову в кинематографе.
С тех пор, как появился «2morrow», а затем и разделился на две части (программой второй можно будет насладиться в конце этого месяца), в общем-то, ничего не изменилось. Та же основная площадка для показов, те же машины у входа, та же атмосфера. Лишь лица организаторов другие, да и фильмы все-таки не совсем такие, как были поначалу.
Начнем с того, что одним из первых на пресс-показах показали чисто жанровый фильм – триллер Ричарда Франклина «Игры на дороге». Нет, не «Цветок у дороги» (тоже, кстати, неплохое кино), а именно «Игры на дороге», со всеми вытекающими из названия образами и формулами.
Сама идея переноса хичкоковского шедевра «Окно во двор» на дорогу, где царят законы спилберговской «Дуэли», уже заслуживает уважения и, более того, восхищения. За каждым персонажем угадывается оригинальный образ. Водитель Куид – это Джеффриз 80-х, а Джейми Ли Кертис (как не хватает теперь ее отца!) теперь не только дочь лучшей «крикуньи» всех времен и народов, но и наследница Грейс Келли. Действие оригинала вырвалось за пределы квартиры в полумертвое пространство Австралии, а убийца жены трансформировался в маньяка-душителя, чьими жертвами становятся симпатичные любительницы автостопа.
Ричард Франклин стал известен благодаря своим первым фильмам – эротической комедии «Фантазм» и хоррору «Патрик». «Игры на дороге» - его четвертая полнометражная картина, незаслуженно отошедшая на задний план из-за Джорджа Миллера, выпустившего в том же 81-м вторую часть «Безумного Макса». Кстати, Брайан Мэй, написавший музыку для «Mad Max’а», создал и атмосферные мелодии для «Игр…», что еще раз подчеркивает уникальность этого триллера.
Восьмидесятые все еще в моде, и, думается, после просмотра маленького шедевра Ричарда Франклина зрителю захочется посмотреть еще что-нибудь подобное – интригующее и завораживающее своей простотой.
В какой-то степени проста и доходчива конкурсная картина «Сказки золотого века» - сборник новелл румынских режиссеров под руководством Кристьяна Мунджу. Здесь в иронично-сюрреалистической форме «а ля Кустурица» изложены легенды, почерпнутые из недавнего коммунистического периода Румынии. То жители одной деревни бросят ждать начальство и садятся на карусель, забыв оставить человека у пульта, и веселый аттракцион крутится до самого приезда партийного деятеля... То милиционеру привезут живую свинью, и он не знает, как ее убить, чтобы не возбудить подозрение у соседей… То партийные фотографы, забыв про шляпу в руках, рисуют вторую на голове у Чаушеску… Всего этих нелепиц, которые могли иметь место и в Советском Союзе, - шесть штук, а фильм длится больше двух часов, что, разумеется, сказывается на его положительном восприятии. И все же, несмотря на избыточный хронометраж, по окончании просмотра остается чувство ностальгии, что не входило в планы Мунджу. Лента вызывает также удивление, потому как все истории созданы в одном стиле и в одной тональности, словно снимало не не пять человек, а один.
Совсем по-иному смотрятся «Травелоги» Дастина Томпсона – авангардное путешествие. В картине нет вербальной речи, мысли излагаются письменно, что приближает эту работу к киноэссе. Киноэссе на тему странствия не столько по странам, сколько по внутренним закоулкам авторского Я. Каждый эпизод в фильме – остановка в пути, обладающая своими атмосферой и микросюжетом. Готический собор предстает словно затертая пленка с немой картиной, Рим выглядит как в фильмах Роберто Росселлини, а Калифорния обретает фантастические черты. Автор размышляет обо всем и ни о чем, предоставляя право творить сюжет самому зрителю. И каждый находит что-то свое, неповторимое и очаровательное в этом фильме-настроении.
Об этой способности – находить ответы в том, что невозможно выразить словами, - говорится в документальном фильме Чака Уоркмана «Провидцы», повествующем об истории киноавангарда. Точнее, нам рассказывают историю через субъективный взгляд одного из корифеев американского киноавангарда – Йонаса Мекаса.
Уоркман лет пятнадцать назад снял замечательную картину «Первый век кино», где помимо звезд мирового кинематографа делились своими впечатлениями о любимых фильмах и простые зрители. В «Провидцах» почти та же структура, но на этот раз перед нами люди, мало знакомые широкому зрителю: Ман Рей, Майя Дерен, Стэн Брэкидж, Сэди Беннинг, Кеннет Энгер и другие. И даже сами герои – студенты и киноманы – не знают, например, Йонаса Мекаса, хотя и пришли смотреть необычное кино в Центр по сохранению и пропаганде экспериментального кино «Anthology Film Archives», созданный им. Что уж говорить насчет меня и других, привыкших смотреть мейнстрим.
Кроме неизвестных, есть в картине и медийные имена: Энди Уорхол, Луис Бунюэль, Дэвид Линч, Сальвадор Дали, Норман Мейлер и Роберт Дауни-старший, отец небезызвестного «Шерлока Холмса» и «Железного человека» (его также можно увидеть в кадре). Все они – творцы неведомого и непривычного глазу кинематографа, с которым, впрочем, каждый при желании может ознакомиться в Сети Интернет.
«Творить – это крайняя необходимость» - убежден Мекас, и его постулат как нельзя кстати подходит к героям другой документальной картины. «Воплощенное» Гари Халсвита – это рассказ, прежде всего, о дизайнерах, а затем – о продуктах их деятельности. Они такие же разнообразные и креативные, как и кинорежиссеры. Среди них есть свои братья Коэны, Спилберги и Гринуэи. Они воплощают свои идеи в вещи, которые затем попадают в руки к разным людям. Они стремятся сделать жизнь людей более эргономичней и свободней от излишних вещей, заменяя устаревшие формы универсальными и экологическими. В целом, картина про дизайн и творцов от дизайна очень похожа на «Океаны». Только вместо воды здесь преобладают вещи, но и они показаны в предсмертной агонии и последующем возрождении. От стула до машины, от зубной щетки до компьютера – во всем просматривается своя философия, концепция, символика. И рассказано все достаточно легко и без напряжения, словно ты смотришь блокбастер или комедию.
Таким я увидел фестиваль «Завтра». Но он еще не закончился, так что следите за дневником.

Афиша кино >>

военный фильм, драма, исторический фильм, экранизация
Великобритания, Польша, США, 2023
научная фантастика, приключения, семейное кино, фэнтези
Россия, 2025
триллер, экранизация
Канада, 2024
драма, комедия
Россия, 2024
фильм ужасов
Индонезия, 2024
комедия, мелодрама
Россия, 2025
Беларусь, 2024
детектив, триллер, фильм ужасов
Южная Корея, 2015
детский фильм, комедия, приключения, семейное кино, сказка
Россия, 2025
драмеди
Россия, 2025
комедия, криминальный фильм
Италия, 2024
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен