Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Фестивальная колонка >>

Каннский пантеон 2014: Завсегдатаи

Уже объявили триумфаторов 67-го Каннского кинофестиваля, который еще за месяц до начала подвергли обвинениям в консерватизме: в программе конкурса оказалось немало режиссеров, уже получавших призы фестиваля. Тем не менее, всех авторов, о которых речь пойдет ниже, объединяет поиск новых художественных форм - то, на что Каннский кинофестиваль всегда делал ставку. В российский прокат многие фильмы-лауреаты попадут еще не скоро (а некоторые, вероятно, и не попадут), так что будет не лишним вспомнить, чем же славятся конкурсанты этого года.

Каннский пантеон 2014: Завсегдатаи

Андрей Звягинцев
Российское кино в конкурсе Каннского кинофестиваля этого года представлено фильмом Андрея Звягинцева «Левиафан». Режиссер снова снял картину о социальных противоречиях (раннее он обращался к этой теме в фильме «Елена»). По замыслу автора, проблема одного человека должна в этой ленте вырасти до мифологических масштабов общечеловеческой трагедии.

Предыдущий фильм Звягинцева «Елену» три года назад удостоили в Каннах специального приза жюри. Драма с беспощадной документальностью показывает, насколько жестокими могут быть люди, которым не хватает средств к существованию (ради лучшей жизни они готовы пойти даже на убийство). Масштаб трагедии увеличивает то, что преступление совершается по отношению к человеку когда-то любимому (и снова с экранов звучит бергмановская тема семейных отношений).

Каннский пантеон 2014: Завсегдатаи

«Изгнание», представленное на Каннском кинофестивале 2007 года, рассказывает о расколе в отношениях мужа и жены. Этот тяжелый и загадочный фильм не пытается проанализировать причины разлада, но наполнен символами, которые можно трактовать, например, в библейском ключе.

«Елена» и «Изгнание» - фильмы-предостережения, попытка заставить человека прислушаться к Другому. В плане кинематографическом - это картины, пытающиеся заполнить пустоту в отсутствие великих мастеров (отсюда и стилистическое сходство с манерой Тарковского).

Каннский пантеон 2014: Завсегдатаи

Жан-Люк Годар
Жан-Люк Годар - режиссер, которого считают чуть ли не ключевой фигурой современного артхауса, - в этом году представил на конкурс фильм «Слова, прощайте!» (дословный перевод - «Прощание с языком»). Это история о паре, которая больше не может общаться между собой. С ними остается собака, и только она - мостик между героями. В этом фильме Годар также продолжает эксперименты с форматом 3D.

Каннский пантеон 2014: Завсегдатаи

Предыдущей работой режиссера был абсолютно постмодернисткий фильм «Социализм», участвовавший в программе «Особый взгляд» 2010 года. В картине отсутствовал сюжет как таковой, зато хватало реминисценций из лент, вошедших в историю кино.

Жан-Люк Годар, которого называют главным режиссером мира кино, неоднократно попадал в число номинантов Каннского кинофестиваля, но ни разу не получил Золотой пальмовой ветви.

Каннский пантеон 2014: Завсегдатаи

Дэвид Кроненберг
Канадец Дэвид Кроненберг представляет собой одну из самых сильных фигур независимого кино (не только американского, но и европейского) и далек от голливудских сюжетов. Он продолжает снимать фильмы на социальную тему, в раскрытии которой не чурается фантастических коллизий (но в последние годы его миры становятся все менее диковинными в декоративном плане). В этом году он представил картину «Звездная карта» (точный перевод - «Карты к звездам») - попытку показать оборотную сторону Голливуда. В этом фильме режиссер вновь обратился к проблемам, которые поднимал раньше: наркотическая зависимость (ярко выражено в «Обеде нагишом» по книге Уильяма С. Берроуза «Голый завтрак), психические расстройства («Паук»), расслоение общества («Космополис»).

Ранее Каннский фестиваль отметил работу Кроненберга лишь один раз, когда фильм «Автокатастрофа» удостоился особого упоминания жюри за «мужество, смелость и оригинальность», чем вызвал протест публики. На фоне предыдущих работ режиссера эта лента кажется холодной и пустой. Сюжет повествует о странной сексуальной девиации: герои получают удовольствие от вида бьющихся машин и травмированных тел. Критики увидели в этом метафору современной действительности, в которой отношения между людьми могут существовать только в соприкосновении с травмой и разрушением. Мир пресыщен, человеческие взаимоотношения дошли до предела отчуждения, миром правят вещи-фетиши, а сексуальное желание срастается с влечением к смерти.

Каннский пантеон 2014: Завсегдатаи

Кроненберг - ярый противник Голливуда. Неоднозначную реакцию на фильм «Автокатастрофа» он объяснил тем, что сюжет уводит зрителя далеко от избитых фабул, свойственных блокбастерам. В 1999 году, когда он был председателем жюри Каннского кинофестиваля, а в конкурсе участвовали фильмы Линча, Джармуша, Альмодовара, он присудил главный приз бельгийскому фильму, заявив, что «чем дальше от Голливуда, тем меньше промыты у людей мозги».

Каннский пантеон 2014: Завсегдатаи

Кен Лоуч
В этом году за Золотую пальмовую ветвь борется и настоящий старожил фестиваля - Кен Лоуч. Он представляет фильм «Зал Джимми» - историю о благородном желании вернувшегося из изгнания коммуниста организовать для молодежи танцевальный зал, и о противостоянии его идей с деревенскими взглядами. Действие происходит в Ирландии в 1932 году.

Каннский пантеон 2014: Завсегдатаи

В окружающей реальности Лоуч всегда видел проблемы и социальную несправедливость. Когда режиссер заговорил со зрителем на непопулярную тему человеческого достоинства, его полюбили экуменисты (он неоднократно уезжал с Каннского фестиваля с призом экуменического жюри). После выхода фильма «Кэти, вернись домой» была даже создана благотворительная организация в помощь бездомным.

Кен Лоуч показывает только тех, кто может поделиться опытом, тех, кому поверят и в ком увидят знакомых (о чем он не раз говорил в интервью). Когда он берется снимать о прошлом - стремится избегать штампов. И считает демократический долгом каждого критиковать правительство.

Каннский пантеон 2014: Завсегдатаи

Жан-Пьер и Люк Дарденны
Подобно Кену Лоучу, режиссеры братья Дарденны склонны вычленять из реальности конфликтные сюжеты. Их герои - люди на пороге отчаяния, готовые на все. Таковы ленты «Дитя» и «Розетта», за которые режиссеров удостоили Золотой пальмовой ветви, а также «Молчание Лорны», принесшая тандему приз за режиссуру.

Режиссеры полагают, что жест передает информацию лучше, чем текст, и что непрофессиональные актеры способны лучше воспроизвести ситуацию из жизни. Фильмы братьев предлагают зрителю пережить уникальный опыт и дать волю воображению: например, когда к финалу фильма «Сын» сходят почти на нет цвета, слова и музыка.

Каннский пантеон 2014: Завсегдатаи

Новый фильм Дарденнов «Два дня, одна ночь» снова о человеке в экстренной ситуации. Героине Марион Котийар, чтобы не потерять работу, нужно уговорить каждого из коллег отказаться от бонусов. Чем закончится этот марафон? Победит ли добро, к которому всегда так стремились режиссеры?

Каннский пантеон 2014: Завсегдатаи

Оливье Ассайяс
К мастерам конфликта стоит отнести и Оливье Ассайяса, создающего фильмы в импровизационной манере, похожей на стилистику «новой волны». В современности он видит разобщенность людей и неуместность любви, что и стремится показать в фильмах (например, в «Ирме Веп»).

Каннский пантеон 2014: Завсегдатаи

В Канны Ассайяс приехал с фильмом «Облака Зильс Марии», рассказывающим об актрисе, переживающей внутреннее опустошение и надломленность. Ей предстоит сыграть в пьесе, которая принесла ей славу, но уже в другой, возрастной роли - и столкнуться со своим прошлым, глядя на молодую актрису, в каком-то смысле занявшую ее место.

Каннский пантеон 2014: Завсегдатаи

Нури Бельге Джейлан
Нури Бельге Джейлан - турецкий режиссер, получивший гран-при Каннского кинофестиваля за фильм «Однажды в Анатолии». В этом фильме интересна палитра жанров - от роуд-муви, детектива и вестерна до псевдо-документального кино. Фильм полон недоговоренностей и загадок: почему так долго с экрана звучат разговоры о еде и болезнях, почему врач вносит в протокол придуманную историю смерти?

Каннский пантеон 2014: Завсегдатаи

Герои Джейлана ищут правды и счастья, пытаются услышать друг друга. В его творчестве отчетливо чувствуется влияние Антониони и Тарковского, а философичность фильмов, вероятно, побуждала Каннское жюри несколько раз присуждать призы за предыдущие ленты Джейлана.

В нынешнем конкурс он участвовал с фильмом «Зимний сон» (или «Зимняя спячка»). Фильм рассказывает об экс-актере, который стал управляющим отеля, а потом решает уехать, но все вокруг оказывается погребенным под снегом.

Каннский пантеон 2014: Завсегдатаи

Ксавье Долан
25-летний Ксавье Долан, в фильмографии которого уже значится 5 режиссерских работ, участвовал в Каннском конкурсе в четвертый раз. Он вновь обратился к неисчерпаемой теме отношений матери и сына. Его дебютный фильм «Я убил свою маму» рассказывает о том, что мать ничего не знает о жизни собственного ребенка. Это полубиографический фильм, где большинство монологов произносит сам Ксавье Долан, сыгравший главную роль. Картина была показана в «Двухнедельнике режиссеров» и завоевала приз «Взгляд молодых».

Год спустя Долан представил «Воображаемую любовь» - картину о паре друзей, безответно влюбленных в юношу-нарцисса. Работа вновь взяла приз «Взгляд молодых» в программе «Особый взгляд». Этот эстетский фильм, наполненный музыкой, яркими красками и светлой тоской молодости, очаровал многих.

Каннский пантеон 2014: Завсегдатаи

В 2012 году вышла картина Ксавье Долана «И все же Лоранс» о писателе средних лет, учителе литературы, который решает стать транссексуалом. Фильм повествует о его непростых отношениях с подругой и обществом. Картину показали в программе «Особый взгляд», Сюзанн Клеман удостоилась приза за лучшую женскую роль, а фильм - Квир-пальмы. Работа пронзительна, переживания героев убедительны, но психология 30-летних людей представлена слишком инфантильной.

В новом фильме «Мамочка» рассказывается история подростка с синдромом дефицита внимания, терроризирующего мать. Третьим участником конфликта оказывается соседка, меняющая жизнь героев. Критики высказывают предположения, что на приобретенный психологизм режиссера и на выбор тем во многом повлияло творчество Альфреда Хичкока, что было заметно в прошлогоднем «Томе на ферме».

Каннский пантеон 2014: Завсегдатаи

Бертран Бонелло
Бертран Бонелло стал широко известен благодаря эстетскому фильму «Дом терпимости» (другое название - «Аполлиниды. Хроника закрытого дома»). Бонелло увидел в проститутках не только жертв, но и личностей, хотя внимание камеры надолго не останавливалось ни на одной из них. Их лица - зеркала душ, остаток человечности, то, что не продается. В фильме совмещены эпохи - герои одеты в роскошные костюмы начала века, но зритель слышит не музыку, под которую они танцуют, а меланхоличный блюз. Сам режиссер объясняет такой ход тем, что звучащий с экрана соул - музыка бывших рабов, что предает происходящему символическое значение. Картина проникнута сожалением об ушедшей прекрасной эпохе, когда существовали мужские клубы, когда у древнейшей профессии была своя культура и эстетика.

Каннский пантеон 2014: Завсегдатаи

В этом году Боннелло привез в Канны байопик «Сен-Лоран» о десятилетии расцвета кутюрье Ив Сен-Лорана и его непростой истории любви.

Каннский пантеон 2014: Завсегдатаи

Майк Ли
Еще один биографический фильм Каннского конкурса этого года - «Мистер Тернер» англичанина Майка Ли. Картина раскрывает историю удивительной личности художника, который с годами становился все более замкнутым и нелюдимым, а единственным другом считал отца, после смерти которого совершенно отгородился от общества. При этом в картинах Тернера жили светлые, яркие, поэтичные образы.

Подобная дружба отца и сына редко случается в реальности, но именно такие артефакты жизни и любит показывать Майк Ли. В фильме «Вера Дрейк» главная героиня всегда готова бескорыстно прийти на помощь другим: она делает нелегальные аборты для юных небогатых дам, в чем ее поддерживает любящий муж, но не закон.

Каннский пантеон 2014: Завсегдатаи

Майкл Ли, как режиссеры «новой волны», как члены «Догмы», сначала импровизирует, а потом создает сценарий. Поэтому творчество Тернера, как своего рода импрессиониста, должно быть очень ему близко, а значит, и фильм должен получиться если не конгениальным работам и жизни художника, то как минимум правдивым в своей любви к его творчеству.

Поиск по меткам

Афиша кино >>

приключения, семейное кино, фэнтези
США, 2025
драма, спортивный фильм
США, 2023
мистика, фильм ужасов
Южная Корея, 2024
триллер, фильм ужасов
Великобритания, 2025
комедия, мистика
Россия, 2025
военный фильм, драма
Россия, 2025
Россия, 2025
военный фильм, исторический фильм
Россия, 2025
драма, спортивный фильм
Россия, 2025
боевик, военный фильм, исторический фильм
Россия, 2025
приключения, семейное кино, фэнтези
Россия, 2025
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру в Telegram