Как прошёл большой смотр игрового кино в Екатеринбурге
Кино-Театр.РУ побывал в уральской столице на первом в городе фестивале игрового кино и убедился, что Екатеринбургу его очень не хватало. Российские фильмы вызвали большой зрительский ажиотаж и собирали переполненные залы, что, впрочем, не мудрено — тому способствовала грамотно составленная программа и бесплатные билеты. Рассказываем, какие из конкурсных картин получили всё, а какие — ничего.
Фестиваль фестивалей, ретроспективы, театральный антракт
Удивительное дело, но в Екатеринбурге до сих пор не было своего фестиваля игрового кино. Есть достаточно известный смотр документальных фильмов «
Россия». Есть фестиваль-практикум «
Кинопроба». А вот форума, на котором можно было бы посмотреть свежие отечественные фильмы, не было. Но в этом году всё изменилось: открылся масштабный форум российских фильмов, предтечей которого выступил другой смотр — онлайн-фестиваль отечественного кино «
Дубль дв@», проводимый «Российской газетой». Несмотря на разные способы коммуникации со зрителями, цели у этих фестивалей общие —познакомить людей со знаковыми российскими картинами.
Программным директором Уральского фестиваля стал кинообозреватель «РГ»
Валерий Кичин, и надо заметить, что программа у него получилась мощная. Поскольку смотр задумывался не как фестиваль премьер, а как фестиваль фестивалей, на нём можно было увидеть все сливки отечественного кинопроизводства за последние два года и, конечно, картины, которые ещё не выходили в прокат и до сих пор представляют интерес для фестивальных скаутов: например, «
После тебя»
Анны Матисон и «
Ученик»
Кирилла Серебренникова. Были в программе и ретроспективные показы - «
Мать»
Глеба Панфилова, фильмы
Андрея Тарковского,
Александра Митты, неизвестные работы
Владимира Мотыля и необычные ленты
Эльдара Рязанова.
Отдохнуть от кино можно было на «Театральном антракте» в музейно-выставочном «Ельцин-Центре», где на большом экране показывали записи спектаклей в жанре мюзикла, который одинаково легко адаптируется как к сцене, так и к кино. Помимо тщательных реконструкций «
Поющих под дождём» и «
Звуков музыки» в постановке продюсерской компании «Стейдж Энтертейнмент», здесь показали мюзикл-легенду — «
Норд-Ост». Безотносительно связанной с ним ужасной трагедии, а также его художественных достоинств и недостатков (закрадывается неожиданная мысль, что драматургия «Двух капитанов» Вениамина Каверина, лёгших в основу спектакля, сильно напоминает латиноамериканские сериалы) приходится констатировать: прикоснуться к истории - невероятное ощущение.
Россия в «Коробке» - частное пионерское хорошего мальчика
Впрочем, пора поговорить о самих фильмах, точнее - о победителях.
Гран-при Первого Уральского фестиваля, а также приз Гильдии киноведов и кинокритиков забрала «
Коробка»
Эдуарда Бордукова. Как рассказывает сам Бордуков, он пришёл в кино «с улицы», из спорта - и это заметно по тому, как его фильм накачан нешуточным адреналином, который можно получить разве что от просмотра валидольного футбольного матча. Собственно, «Коробка» и рассказывает о таком матче, проходящем, правда, не на огромной арене, а в пространстве дворовой «коробки» между жителями микрорайона разных национальностей, условно русской и условно кавказской молодежью.
Разумеется, «Коробка» — это макет современной России, где сильна ксенофобия и неприязнь к чужим. Но из любого национального конфликта есть выход — в этом смысле у фильма крайне гуманистичный и нужный посыл. А ещё у него захватывающая операторская работа — футбольные поединки в закрытом пространстве сняты просто выдающимся образом (за что оператора
Павла Емелина наградили соответствующим призом).
Быть может, кого-то удивит такой «попсовый» выбор жюри, но не стоит забывать, что его председатель
Владимир Меньшов - лауреат «Оскара» и в хорошем мейнстриме знает толк. Сами же создатели «Коробки» таким решением были бесконечно удивлены и не переставали повторять, что делали зрительский, а не фестивальный фильм.
Приз за лучшую режиссуру получил
Михаил Местецкий за «
Тряпичный союз», и тут всё закономерно. «Тряпсоюз» — чистая манифестация режиссёрского стиля, даром, что ещё и хорошее поколенческое кино.
Приз за лучшую мужскую роль достался
Алексею Гуськову, украсившему «
Находку», - пожалуй, самом слабом фильме конкурсной программы. Награда же за лучшую женскую роль отошла
Нанули Сараджишвили, чья игра скрасила непритязательную, но всё равно славную комедию «
Тэли и Толи» про осетинско-грузинскую границу и дружбу народов на одном отдельно взятом пятачке.
Приз за лучший дебют, а также спецприз «Российской газеты» вручили фильму «
Его дочь»
Татьяны Эверстовой — якутской драме про девочку, которая живёт в сельпо с бабушкой и дедушкой, очень сильно чувствует связь с духом отца и вообще с духами предков. Неспешное (на экране практически ничего не происходит) кино про невыносимую лёгкость и бренность бытия.
Спецприз жюри с формулировкой «За инновационное художественное решение актуальной политической темы» достался «
Наследникам»
Владимира Хотиненко. С формулировкой не поспоришь: очень дискуссионное кино, даром, что действие происходит на съёмках реалити-шоу, в рамках которого историк, иеромонах, политолог, певица, детский врач и патриот старорежимной закалки спорят о наследии преподобного Сергия Радонежского, судьбах России и своём месте в ней.
Наконец, приз зрительских симпатий ушёл «
Частному пионерскому-2» с
Семёном Трескуновым — молодой и восходящей звездой отечественного кино. Несмотря на несколько смущающее своей атавистичностью название и тему, картина про пионеров оказалась отличным детским кино. Кстати, с Трескуновым на фестивале был ещё одни фильм — триумфатор последнего «Кинотавра» «
Хороший мальчик»
Оксаны Карас.
Было ощущение, что именно ему отдадут зрители свои симпатии, так как это настоящее оружие массового поражения. Кино будто бы из другой кинематографической вселенной — мира
Джона Хьюза. С одной стороны, эта картина наследник «
Курьера» и «
Плюмбума», с другой — какое-то обескураживающе свежее зрелище, такое, что обязательно хочется ещё.
Инопланетные «Птички», Безруков-Барышников и мучительный «Ученик»
Некоторые из фильмов конкурсной программы, к сожалению, были обделены наградами: например, «
Городские птички»
Юлии Белой - истории про трёх подружек, которые тоже как будто бы пришли из другой реальности, - мира «
200 сигарет» и им подобных молодёжных американских комедий вместе с
hyperlink — гиперссылочной драматургией. На фоне остального российского кино «Птички» вместе с «Хорошим мальчиком» смотрятся настоящими инопланетянами.
Неоднозначное впечатление оставила драма «
После тебя» с
Сергеем Безруковым в роли травмированного премьера балета. По сюжету: «
Чёрный лебедь» встречает «
Одержимость» и «
Бёрдмэна» (последнего в большей степени). Снято, конечно, не одним кадром, но планы долгие, как у
Эммануэля Любецки, — чувствуются амбиции режиссера, но Матисон их как будто стесняется. Безруков в роли условного Барышникова (вместо условного Пушкина-Есенина-Высоцкого-Христа) действительно хорош — может быть, потому что играет разоблачительную пародию на самого себя? Картина поднимает много непростых тем — недооценённого гения, отцовства, того, что мы оставляем после себя.
Подробнее о фильмы мы писали летом с «Кинотавра».
Что касается ленты «
Память осени»
Андрея Соколова, то она напрашивается на сравнения как с чеховским «Вишнёвым садом», так и с фильмом «
Август. Округ Осейдж» по пьесе Трэйси Леттса. Как и Леттс, Соколов — актёр по профессии, поэтому делает очень актёрское кино, устраивая бенефис
Инне Чуриковой и другим артистам. А вот пустяковая с виду картина «
Джокер»
Александра Каурых как раз снята по ранним рассказам Чехова. Получилась легкая и ненавязчивая, крайне обаятельная и очень смешная лента.
В конце упомянем, что больше всего на фестивале разочаровало социальное и политическое кино. Всегда раздражает, когда люди упрощают очень сложные проблемы, чтобы сделать их более наглядными. Этим, например, грешит «
Побег из Москвабада» — фильм-близнец хорошего сериала «
Салам Масква». Сценарий фильма написал
Юсуп Разыков, которому не впервой обращается к теме гастарбайтеров. В центре внимания оказываются УФМС, Мигранты, Спецназ, Коррупция, Любовь, Смерть. Причём именно так — всё с большой буквы. «Побег» — социально ответственное, но достаточно прямолинейное кино, как, скажем, и «
Дурак»
Юрия Быкова: много широких мазков, лобовых приёмов, телевизионных междометий. Режиссёр картины
Дарья Полторацкая до этого снимала сериалы на главных федеральных каналах. Вот этот телеязык и огорчает больше всего: чтобы зритель всё понял, по нему лупят из гаубиц доходчивых метафор.
Также обескуражил и фильм закрытия - «
Ученик» Кирилла Серебренникова по пьесе немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга. Поскольку Серебренников — режиссёр талантливый, да и актёры у него хорошие, смотрится всё на одном дыхании. Но при всём при этом материал повергает в ужас. Какое-то запредельное мракобесие: мир делится на два цвета — либо чёрное, либо белое; либо религия, либо наука; либо крест, либо презерватив на морковке. И главная ошибка (если не ошибка, а специальный ход, то это ещё страшнее) - в позиционирование главной героини, которую играет
Виктория Исакова. По сюжету она якобы олицетворение здравого смысла, но на самом деле интеллектом не блещет. Получается, что фильм о противостояние религиозного фанатика и нервной биологини — и это, конечно, странная коллизия. Но воинствующим атеистам типа
Ричарда Докинза должно понравиться. Все остальные, мягко говоря, будут в недоумении.
обсуждение >>