Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Фестивальная колонка >>

Личная драма о выборе и сомнениях от Салли Поттер с Хавьером Бардемом и Эль Фаннинг

Берлинале-2020. «Неизбранные дороги»: Все, что не было со мной, - помню
фото: кадр из фильма "Неизбранные дороги"

Одной из звездных премьер 70-го Берлинского кинофестиваля стала американская драма «Неизбранные дороги» (The Roads Not Taken) британки Салли Поттер. Фильмы Поттер регулярно попадают на крупные фестивали: «Дороги» стали четвертой картиной, участвующей в Берлинале, а знаковый для режиссера «Орландо» (1992) по одноименному роману Вирджинии Вульф претендовал на «Золотого льва» в Венеции. Поттер любит обращаться к истории, социальным явлениям, а также часто использует театральные приемы и стилистику. В ее последних картинах фоном для сюжетов становились реальные политические события. Так, «Вечеринка» (2017) стала сатирическим комментарием к выходу Великобритании из Евросоюза, а события «Бомбы» (2012) разворачивались во время Карибского кризиса и демонстраций против ядерного оружия. В «Неизбранных дорогах» Поттер отходит от политических высказываний и фокусируется на личной истории героя.

Тридцать лет назад Лео (Хавьер Бардем) приехал в Нью-Йорк из Мексики. Сейчас у него прогрессирует деменция, и Лео практически потерял связь с реальностью и людьми вокруг. В повседневном мире его сопровождает любящая дочь Молли (Эль Фаннинг), которая готова принять отца любым, но его болезнь становится для нее непростым испытанием. В это время Лео размышляет о решениях, которые ему приходилось принимать в жизни.

Берлинале-2020. «Неизбранные дороги»: Все, что не было со мной, - помню
фото: кадр из фильма "Неизбранные дороги"

Салли Поттер несколько лет заботилась о брате с деменцией, что натолкнуло ее на сюжет о памяти и сознании. Отталкиваясь от своих переживаний, режиссер выстраивает портрет человека, который ищет свою личность, путешествуя по образам из своего прошлого. На экране развиваются несколько параллельных историй, переплетающих друг с другом реальные события и те, что никогда не случались. Вместе с Лео зритель путешествует по обрывкам его мыслей, оказываясь то в мексиканской глубинке, то на греческом побережье, то выныривая в повседневность, где герой уже не может за себя отвечать.

Воображение оказывается безопасным и успокаивающим, но всегда несет в себе оттенок меланхолии: в одном мире Лео скорбит с мексиканской женой по погибшему сыну, а в другой ― вспоминает об оставленной ради карьеры писателя семье. Тем временем непредсказуемая реальность с шумными улицами, зубными врачами, таксистами и супермаркетом никак не поддается контролю. Окружая зрителя фрагментированным миром героя, фильм постепенно раскрывает главный конфликт: пока Лео исследует другие миры, под угрозой оказывается воспоминание о Молли ― самом близком для него человеке. В это время девушке приходится брать ответственность за отца и принимать решения, выбирая между ним и работой.

Берлинале-2020. «Неизбранные дороги»: Все, что не было со мной, - помню
фото: кадр из фильма "Неизбранные дороги"

«Неизбранные дороги» отправляют зрителя плутать по плавающему туда-сюда сознанию героя без карты и ориентиров. Создавать и поддерживать хаотическую атмосферу и экранное напряжение помогают ритмичный монтаж, внимательная работа Поттер с актерами и персонажами, и главное ― удачный каст: дуэт Эль Фаннинг и Хавьера Бардема создает динамичные доверительные отношения сложных персонажей с внутренними противоречиями. Эти чувства подкрепляются и усиливаются важной для Поттер хореографией героев в кадре, которую подхватывает камера оператора Робби РайанаБрачная история», «Фаворитка», «Американская милашка»).

Фильм не стоит воспринимать как социальную драму о деменции или о заботе: для Поттер болезнь героя ― лишь отправная точка. По словам постановщицы, «Дороги» не стали для нее терапевтической попыткой справиться с потерей близкого, хотя элементы этого опыта режиссер все-таки переносит на экран. Не выходит за рамки сопутствующих обстоятельств и мелькающая тема иммиграции. Лео постоянно вспоминает свою первую жену Долорес (Сальма Хайек), во время одного из приступов паники дочь пытается объяснить, что он больше не нелегальный приезжий, а когда герой пропадает в городе, помогает ему таксист-араб. Эти детали не складываются в этот раз в какое-либо отчетливое высказывание, которого от Поттер можно было бы ожидать, но добавляют фильму объема. История становится похожей на головоломку, которая начинает складываться к концу, обрастая музыкой и сентиментальным настроением ― и к этому моменту рискует лишиться внимание потерявшегося в потоках сознания зрителя. Но Салли Поттер не боится запутанных дорожек и многослойности - и если вы готовы отправиться с ней в такое путешествие, эта возможность скоро у вас появится.

«Неизбранные дороги» в российском прокате с 23 апреля.

«Неизбранные дороги»

Афиша кино >>

приключения, семейное кино, фэнтези
США, 2025
драма, спортивный фильм
США, 2023
мистика, фильм ужасов
Южная Корея, 2024
триллер, фильм ужасов
Великобритания, 2025
Россия, 2025
комедия, мистика
Россия, 2025
военный фильм, драма
Россия, 2025
военный фильм, исторический фильм
Россия, 2025
драма, спортивный фильм
Россия, 2025
боевик, военный фильм, исторический фильм
Россия, 2025
мелодрама
Россия, 2025
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру в Telegram