Завершая свою историческую трилогию на подутратившем глубину и силу художественном дыхании, Сабо выводит в герои картины австрийского сержанта Клауса Шнейдера, получившего во время первой мировой войны тяжелое ранение в голову, а затем ощутившего исключительные экстрасенсорные способности. В равной мере избегая применения своей силы как в медицине — к чему склоняет его лечащий врач,— так и в политике, Шнейдер предпочитает под псевдонимом Хануссен покорять публику с подмостков кабаре и не вникать в философию исторической ответственности. Живи пока живется. Однако «жанр» не спасает его от истории. Хануссен оказывается втянутым в орбиту идущего к власти фашизма и в конце концов становится его жертвой. Успев предсказать, пожалуй, впервые сознательно крах фашизма, Хануссен вместе со своей женой бесплодно (такова логика, хотя это и не акцентировано в картине) гибнет от глухих неотвратимых ночных выстрелов из пистолета. Жизнь во времени вновь прервана.
Лев Карахан
«Искусство кино» 1989 год, № 3
обсуждение >>