Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Гонгофер (1992)

Гонгофер кадры из фильма
Год
1992
Страна
Россия
Фотоальбом
Отзывы
Рейтинг:
  6.5 / 20 голосов

   
Российские фильмы, созданные в жанре и стилистике «комикса», можно пересчитать по пальцам одной руки. Как правило, они вызывают негативную реакцию, выдавая принципиальную чуждость комикса отечественному менталитету. Слишком уж явное отсутствие какого бы то ни было пафоса и внутренняя холодность при внешней перенасыщенности сюжета коробит чувствительную русскую душу. Разительный тому пример — «Гонгофер» Бахыта Килибаева (автора рекламы АО «МММ», тоже в общем-то напоминающей своеобразный комикс).

Для комикса характерно, во-первых, пренебрежение социально-исторической конкретикой. В «Гонгофере» два казака приезжают в Москву покупать племенного быка. Москва в данном случае вовсе не «столица нашей родины», а опасное чужое место, полное дьявольских соблазнов и наваждений. И кому, как не настоящему казаку, вступить в бой с нечистой силой? В этом смысле «Гонгофер» явно отдает Гоголем, «Пропавшей грамотой» или «Заколдованным местом». И совсем не трудно представить «Вечера на хуторе близ Диканьки» как сборник комиксов на украинские мотивы, как последовательность предельно конкретных ярких картинок с достаточно однообразной тематикой.

Мистическое — вот лучший цементирующий материал для хорошего комикса. И чем более бессмысленной и нелепой предстает мистика, тем более органичным и замкнутым в своей целостности получается произведение. Московская ведьма (а с виду то ли манекенщица, то ли валютная проститутка) с гоголевским именем Ганна соблазняет казака и подменяет ему глаза — были карие, а стали голубые. Зачем — непонятно. Непонятно и упорное желание героя во что бы то ни стало вернуть глаза обратно (если бы цвет не изменился, он бы вообще не заметил подмены). В комиксе желания и поступки персонажей преподносятся как данность, а сказочное условие исполнения желаний — единственный закон, которому подчиняется эта бутафорская реальность. Чтобы получить глаза обратно, казак должен съесть сердце кабана по кличке Гонгофер. («Гонгофер» — самый мистический из сценариев Петра Луцика и Алексея Саморядова, вообще не чуждых фатализма.) Но на этом приключения не кончаются — герои еще попадут в нехорошую квартиру в одной из московских многоэтажек, чтобы вступить в схватку с двумя старухами и двумя собаками. С какого-то момента отслеживать логику таинственных сюжетных взаимосвязей становится совсем трудно, и остается только наблюдать за сочным визуальным рядом и слушать хулиганскую музыку группы «Ноль».

последнее обновление информации: 26.04.24

награды, призы
Диплом Конфедерации СК сценаристам (П.Луцик и А.Саморядов, вкупе со сценариями фильмов «Дети чугунных богов» и «Дюба-Дюба»), специальный приз жюри РКФ «Кинотавр—93» (Сочи): авторское кино; Приз «Золотой Овен» лучшим сценаристам 1993 года (П.Луцик и А.Саморядов).
Российская киносказка имеет давние традиции, заложенные еще Александром Роу и Александром Птушко. Однако до недавних пор сказочные фильмы должны были подчиняться неписанным правилам. Во-первых, за малым исключением все они снимались для детской аудитории. В-вторых, их действие должно было происходить в стародавние времена, в далеком царстве-государстве. Первое правило диктовало понятную детско-школьным массам стилистику киносказки с четким, ярким изображением и лексикой, где страшное выглядело не очень страшным, а, напротив, скорее смешным и безобидным. Второе правило нарушалось крайне редко, так как волшебники, ведьмы, черти и прочая нечисть, по мысли "высших инстанций", могли восприниматься на фоне современных зданий чуть ли не воплощением авторского мистицизма. В тех же случаях, когда волшебство и колдовство допускалось в "наши дни" (к примеру, в "Снежной сказке" Э.Шенегелая и А.Сахарова), на экране возникали "крамольные" ассоциации и "ненужные" параллели... Словом, появление на российских экранах фильмов, подобных "Омену" или "Сиянию" до поры до времени нельзя было и вообразить.
В 90-х ситуация повернулась на 180 градусов. Российские экраны заполнились леденящими кровь киноужасами и сказками-"страшилками". Вампиры, упыри, вурдалаки, зомби, дьяволы, ведьмы и прочая нечисть стали частыми гостями от Москвы до самых до окраин...
Авторы "Гонгофера" откровенно иронизируют как над старыми, так и над новыми штампами страшных киносказок, однако я бы не решился назвать картину Килибаева пародией в чистом виде. Фантазия на тему, стилизация в духе клиповой эстетики, вот так, наверное, будет точнее.
...Казак Колька вместе со своим дядькой приезжает в столицу на ВДНХ, чтобы купить быка-производителя. Сюжет, достойный "Свинарки и пастуха", благо, что и сама фактура помпезных фонтанов, и открытые, не обремененные излишним интеллектом выражения лиц героев словно созданы для кинематографа, прославляющего доблестный труд и культурный отдых самых лучших в мире колхозников. Но вскоре незамысловатая комедия о впервые попавших в Москву провинциалах прерывается роковой встречей Кольки с белокурой красоткой Ганной, оказавшейся ведьмой. В любовном экстазе она подменяет парню его глаза... Килибаев намеренно снимает эту коварную подмену шокирующе натуралистично. Камера задерживает наше внимание на растекающейся глазной слизи в ладони вероломной Ганны, окруженной адским мерцанием. А дальше начинается цепь забавных и достаточно страшных эпизодов, в которых Колька и его дядька пытаются вернуть украденные очи...
За спиной Бахыта Килибаева уже десяток сценариев и несколько режиссерских работ, поставленных совместно с Александром Барановым. "Гонгофер" его первая "сольная" картина, которую, конечно, можно упрекать в эклектике, перенасыщенности "раствора", в недостаточной стильности и т.д. Но при всем том режиссеру удалось, на мой взгляд, снять динамичное и зрелищное кино, причудливо сочетающее мифы эпохи "соцреализма" со спецэффектами в духе Джо Данте...

Александр Федоров

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 14
Кадет Биглер (СПб)   9.03.2025 - 20:49
"Гонгофер - это шутиха с секретом, программно эклектичная, простая, но заковыристая. И как ее оценивать, по законам какого из намешанных тут жанров? Я бы оценивал по "казачьему" жанру -... читать далее>>
№ 13
Кадет Биглер (СПб)   27.05.2023 - 00:38
Но уже на его горло легли руки первого господина, а второй вонзил ему нож глубоко в сердце и повернул его дважды. Потухшими глазами К. видел, как оба господина у самого его лица, прильнув щекой к щеке,... читать далее>>
№ 12
Doctor39 (Калининград)   29.01.2019 - 02:47
Хоть фильм и перенасыщен динамикой, но смотрится скучно, не важно в каком стиле он снят - комиксов, рекламы МММ, или мистического триллера, работа может быть выполнена либо творчески, либо .. так себе,... читать далее>>
№ 11
Злыдень   5.03.2016 - 20:54
... Ничего не вырастает на пустом месте. И мы шли к 90-м долгими десятилетиями - сознательно маскирую и скрывая проблемы. Долгие годы осознанной лжи, лицемерия и демагогии привели нас к ожидаемому результату. ... читать далее>>
№ 10
sam555 (Xtkz,f)   5.03.2016 - 19:22
""№ 9 елена мяу, @e-mail (санкт петербург) 13.04.2013 14:35 Прекрасный, гениальный фильм-притча о русских мужчинах и женщинах и о том, что происходит с людьми в России последние 20 лет.... читать далее>>

Гонгофер (1992): новости >>

21 мая
КиноПоиск HD, PREMIER
21 мая
Netflix
23 мая
КиноПоиск HD
23 мая
START
25 мая
Amazon Prime Video
27 мая
START
27 мая
OKKO
27 мая
КиноПоиск HD
29 мая
HBO Max
29 мая
Amazon Prime Video
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен