Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Хозяин кадры из фильма
Год
1983
Страна
СССР
Фотоальбом
Отзывы
Рейтинг:
  7.5 / 4 голоса

   
Имя
Пароль
 
 


Забыли пароль?

Хотите зарегистрироваться на форуме?

2
 
В странное время мы живем. Еще в 1990-е гг. казалось, что произведениям, ставшим жертвой советской цензуры, воздано по заслугам, что они вернулись – иные триумфально – уже навсегда. Что имена их авторов займут достойное место в учебниках и энциклопедиях. Что мы уже никогда никого и ничего не забудем. Прошло пятнадцать-двадцать лет, и мы забыли почти всё. Попробуйте найти в киноэнциклопедиях режиссера Баграта Оганесяна, попробуйте найти копии его фильмов. Спросите сегодняшних кинокритиков, многие ли из них слышали это имя. Результат, который вы получите – это наш сегодняшний диагноз. Нынче объявилась масса “учеников Тарковского”, не стесняющихся так именовать себя вслух (К.Лопушанский, например). Между тем, когда на встречах со зрителями Тарковского спрашивали об учениках, он отвечал: “Ученик у меня один – Баграт Оганесян”. Тот, действительно, стажировался в качестве второго режиссера на нескольких фильмах Тарковского и получал уроки мастерства непосредственно на съемочной площадке. В “Солярисе” он даже сыграл эпизодическую роль. Симптоматично, при этом, что никаких “тарковскизмов” в его собственных фильмах мы не найдем. Их у Оганесяна немного. Первая лента, “Терпкий виноград” (1974) пробилась на всесоюзный экран и заслужила благожелательные отзывы. Следующий фильм, “Осеннее солнце” (1979), который критики назвали шедевром, имел ограниченный прокат, а “Хозяин” (1984) некоторое время лежал на полке. В прокат он все-таки вышел, но с цензурными поправками. Зато через год, когда началась перестройка и заработала Конфликтная комиссия Союза кинематографистов СССР, во все прокатные конторы отправилась авторская версия “Хозяина” и сложилась удивительная ситуация, когда полуопальный фильм не слишком известного режиссера имелся по всему Советскому Союзу в двух вариантах и в сотнях копий. Все ли киноклубы (тогда их было много) воспользовались возможностью сделать “Хозяина” достоянием зрителей? Боюсь, что нет. А потом были тяжелые для Армении годы Ленинакана, Звартноца и Карабаха, заслонивших роковой и почти синхронный уход из жизни лучших режиссеров армянского кино, Баграта Оганесяна в том числе. Потом развалился Советский Союз, потом развалился кинопрокат. Областные конторы избавлялись от своих фондов. Кое-где отдельные энтузиасты спасали отдельные фильмокопии от гибели, но о фильмах Оганесяна позаботиться было некому. Так фильм “Хозяин” в одночасье стал раритетом. Сегодня даже в Москве нет ни одной его копии. Впрочем, косвенное пророчество о своей судьбе заключено в самом фильме. Ибо он о нас, о том, что происходило с нами двадцать лет назад и происходит сейчас. Он о конце эпохи, выносившей в своем чреве собственную погибель, о распадающейся связи времен, что всегда есть тема для трагедии. И если бы в фильме было только это – точная, глубокая, провидческая повесть замечательного писателя Гранта Матевосяна, адекватно воплощенная на экране Багратом Оганесяном – это бы уже дорого стоило. Но в фильме есть еще главный герой и его играет один из величайших актеров ХХ века. Хорен Абрамян. Если это имя нам тоже незнакомо – не наша в том вина. Не дано нам было видеть его в спектаклях Ереванского театра им. Сундукяна, где он играл с 1951 года. Но посмотрите на него в фильме “Хозяин” и спросите себя: сколько наберется в мире актеров такой мощи, такой фактуры? Абрамяну под силу все. Он идеально вписывается в поэтику шекспировской драматургии, его Кориолан, наверное, лучший из всех, что появлялись на сцене. И он же в “Хозяине” – лесник Ростом Саркисян из села Цмакут, сыгранный так, что мы этого странного огромного человека уже не сможем забыть никогда. Бог Пан, атлант, Сизиф – богатство ассоциаций, рождаемых образом Ростома не противоречат суховатой, почти хроникальной манере повествования, лишь изредка разрываемой кадрами-воспоминаниями. Благородная сдержанность режиссерского стиля Оганесяна, будто бы укрощая львиный темперамент Абрамяна, на самом деле оконтуривает его. Если что-то достойно называться чудом искусства – вот оно. А чудо предвидения? Если не знать, что фильм делался четверть века тому назад и познакомиться с его аннотацией, можно подумать, что это снятое в наши дни то ли реваншистское, то ли попросту популистское кино, вроде “Ворошиловского стрелка”, про то, куда всех завела перестройка и про Советский Союз, который мы все потеряли. Но в том-то и дело, что никакой перестройкой во времена, когда Матевосян и Оганесян делали свой фильм, еще и не пахло. Оказывается, всеобщая разруха и омертвение душ царили уже в благословенные советские времена. Стало быть, катастрофа произошла не в восьмидесятые-девяностые годы, а гораздо раньше. Все оказывается сложным и неоднозначным, даже сам Ростом, при всем своем обаянии. Кто он? Носитель безусловной правоты? Сумасшедший? Ретроград? Герой? Жертва? Авторы не поддаются соблазну простых ответов. Они размышляют, сочувствуют, любят, надеются. Мы, в отличии от них, знаем, как было дальше. Но и сегодня мы не можем придумать ничего лучшего, чем надежда.
1
 
Роли:

Хорен Абрамян - Ростом
Анаида Гукасян - Жена Ростома
Галина Новенц - Сестра Ростома
Марианна Акопян - Женщина из города
Овак Галоян - Директор
Карен Джанибекян - Сеник
Ваган Арцрунян - Альберт
Артем Мартиросян - Феликс
Нонна Кайтмазян - Дочка Маро
Армен Чобанян - Мальчик с велосипедов
Юрий Григорян - Новый рук. лесного хозяйства
Ашот Адамян - Водитель
Метаксия Симонян
К. Барсегян
Вачаган Григорян
Александр Хачатрян
Армен Сантросян
Рудольф Гевондян
А. Карян
А. Вермишян
П. Варданян
А. Багдасарян

Афиша кино >>

биография, драма
Китай, Великобритания, Италия, 1987
комедия, роуд-муви
Россия, 2025
фильм-концерт
Россия, 2024
драма, комедия, фильм о животных, экранизация
США, 2024
романтическая комедия
Россия, 2025
боевик, драма, научная фантастика, триллер, фэнтези
Япония, 2004
фильм ужасов
Колумбия, США, 2025
криминальный фильм, триллер, фильм ужасов
Австралия, 2025
комедия, нуар (черный фильм), триллер
Бельгия, Франция, 2024
детектив, криминальный фильм, триллер, экранизация
Бельгия, Франция, 2024
биография, семейное кино, спортивный фильм
США, 2016
фэнтези, экранизация
Южная Корея, США, 2025
боевик, приключения
Марокко, США, 2025
экранизация
Россия, 2025
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру в Telegram