Авторы эстонского фильма «Время жить, время любить» предпочитают каждую свою ситуацию доводить до предела драматизма. Здесь речь все время идет о жизни и смерти — и не только потому, что главный герой фильма — крупный хирург, в чьих руках сотни чужих жизней, но и потому, что сам он опасно, неизлечимо болен и спасти его может только срочная операция по пересадке чужой почки. Волею обстоятельств такая пересадка становится возможной: в клинику привозят девушку, пострадавшую в автомобильной катастрофе и почти не подающую признаков жизни. Приговор врачей единодушен: девушка не будет жить. Но профессор Тальвик вступает в единоборство со смертью, хотя знает, что тем самым он, в сущности, подписывает себе смертный приговор. Как видите, ситуация уже сама по себе из ряда вон выходящая. Авторы еще более усугубляют ее тем, что вводят в свой фильм еще и мотив влюбленности юной героини в своего безнадежно больного спасителя. Быть может, потому, что основное действие картины происходит в сияющих белизной, стерильных интерьерах современной клиники, сам фильм тоже в какой-то степени напоминает опыт — опыт, где герои сознательно поставлены в самые критические ситуации, а из кадра, как из их жизни, убрано все лишнее, случайное, что могло бы осложнить проведение этого эксперимента. Что ж, такой метод решения темы тоже вполне возможен и имеет право на существование при одном условии — если цели эксперимента достаточно интересны.
Не так-то просто, убедить зрителя, что пожилой, страдающий хирург, которому осталось жить считанные дни, способен вдруг проникнуться романтическим чувством к своей пациентке — девушке, в сущности, ему малознакомой и столь далекой от него по своим интересам, нравственному и житейскому опыту. Но прекрасный эстонский актер Хейно Мандри успешно справляется со своей задачей. Он играет даже не чувство, которому все равно уже некогда расцвесть, а скорее — предчувствие возможного чувства. В юной Деборе, воскрешенной им буквально из мертвых, для него сосредотачивается все то, чего он скоро лишится и что называется одним прекрасным словом -жизнь, и он вглядывается с нежностью и любопытством в это беспечное, нарядное и юное существо, которое он на пороге собственной кончины смог избавить от смерти.
Татьяна Хлоплянкина
«Спутник кинозрителя», март 1978 года
обсуждение >>
Спасибо! Исправлено