Героиня фильма «Наблюдатель» очень хочет чтобы ее пожалели, поняли, вошли в положение.
Лесничая, хозяйка заказника, использует его как свою вотчину. Александра (С. Тормахова) рыбу ловит сетями, ставит стреляющие капканы на лосей, потом торгует своей добычей. Закон всегда можно обойти, если нет закона в душе. Молодой ученый, приехавший на остров наблюдать птиц, быстро обнаруживает «маленькие хитрости» лесничихи и реагирует очень резко: мол, составлю протокол и т. д. Сквозь ее ответную грубость, даже агрессивность, слышна боль, усталость, надрыв. У нее большая семья в городе, старший сын служит в Афганистане... Словом, Пээтер (Э. Русс) жалеет Александру. У них даже роман возникает. Из существа без возраста и пола лесничиха превращается в красавицу. Но однажды прозрачным ранним утром (оператор Т. Логинова сняла северную природу не как фон, а как персонаж) герой отправится наблюдать птиц. Не замеченный им в густой листве самострел убил его наповал...
Притчевый сюжет всегда имеет философский подтекст. Стоит ли его расшифровывать в данном случае? Ведь ясно: оружие, направленное против беззащитной природы, всегда поражает человека и человечность.
Елена Стишова
«Советский экран» № 1, 1989 год
обсуждение >>