Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Борис Соколов (II)

Борис Соколов (II) фотографии
Годы жизни
Категория
Оператор
Фильмография
Фотоальбом
Обсуждение
Как снимали войну

Соколов Борис Александрович (II)

13 февраля 1920, Петроград — 16 января 2019, Москва.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (30.05.1980).

В 1936 году, окончив операторский факультет ВГИКа, был направлен на преддипломную практику на Московскую студию кинохроники.

В июне 1941 года на киностудии шла подготовка к съемкам фильма о войне «Город в обороне». С группой фильма выехал на экспедицию в город Коломну, где на 22 июня намечался первый съемочный день. Однако из-за войны от работы над фильмом пришлось отказаться.

В сентябре 1941 года с Центральной киностудией кинохроники эвакуировался через Куйбышев в Алма-Ату, где три года снимал в Казахстане тыловую хронику (киностудия вскоре вернулась в Москву).

В 1944 году был обратно возвращен в Москву, а оттуда уже в звании капитана направлен во фронтовую группу 1-го Белорусского фронта. Снимал бои в Польше, Германии, затем был направлен оператором на Забайкальский фронт.

В мае 1945 года Соколову вместе с оператором Михаилом Посельским пришлось снимать берлинскую тюрьму, а также отдельно камеру пыток и казней гестапо. Заснятые Борисом кадры с гильотиной в камере пыток включил позднее в свой фильм режиссер Андрей Тарковский «Иваново детство», которая стала символом мученической смерти главного героя. Просматривая картину талантливого режиссера, оператор обнаружил свои кадры.

Отснятые капитаном Соколовым кадры фронтовой кинохроники вошли во многие документальные фильмы периода Великой Отечественной войны, в частности, «Знамя победы над Берлином водружено», «Берлин», «Разгром Японии» и другие.

Был одним из тех, кто участвовал в съемках подписания акта о безоговорочной капитуляции Германии и Парада Победы в Москве 24 июня 1945 года.

В послевоенное время работал на Центральной студии документальных фильмов. С 1949 по 1955 годы работал на Литовской студии кинохроники. В 1955-1959 годах — на «Мосфильме».

В 1959-1981 годах — на Центральной студии телевидения (главный кинооператор; худрук отдела "Хроника" ТО "Экран"+.

Снял 410 сюжетов для киножурнала "Новости дня" и др. кинопериодики; д/ф "Советская Латвия", "Карело-Финская АССР"; 273 сюжета для киножурнала "Тарибу Летува"; телерепортажи о пребывании правительственных делегаций СССР в ГДР, Мексике, Индии, Индонезии, США, Финляндии, Болгарии, Румынии, Египте; более 1000 сюжетов и очерков для редакций телевидения.

Член Союза кинематографистов СССР (1961).
Почетный член Гильдии кинооператоров СК России.
призы и награды
Медаль «За оборону Москвы» (1944)
Медаль «За взятие Берлина» (1945)
Медаль «За освобождение Варшавы» (1945)
Медаль «За победу над Японией» (1945)
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945)
Орден Красной Звезды (1945)
Сталинская премия (1948) за фильм «Советская Латвия» (1948)
Орден Отечественной войны II степени (1985)
Орден Петра Великого I степени (2004)

последнее обновление информации: 26.03.20
«В министерстве Геббельса я взял себе лучшую камеру»

Ветеран Великой Отечественной войны, кинооператор Борис Александрович Соколов рассказал о том, как рвался на фронт, как снимали боевые действия, чем отличались немецкая аппаратура от отечественной, и о знаменитых инсценировках.

Начало войны

В начале войны я был ассистентом оператора на Московской студии кинохроники, учился и проходил преддипломную практику во ВГИКе. Примерно в августе наш курс досрочно выпустили из института. Тогда мы пошли в комитет кинематографии и попросили направить во фронтовые группы, которые были при каждом политуправлении, но нам отказали, потому что операторов хватило и без нас.
Из Москвы вместе со студией я был эвакуирован сначала в Куйбышев, а оттуда в Алма-Ату. Там я проработал до 1944 года. Все время просился на фронт, но ответ был такой: «Пока не представляется возможным». Потом в одной из групп освободилось место, так я попал на 1-й Белорусский фронт.

Под Варшавой

Наш фронт пролегал по берегу Вислы в пригороде Варшавы — Праге. Пражская Варшава была нашей, а на противоположном берегу стояли немцы. В это время в Варшаве произошло восстание, которому мы не стали помогать, потому что СССР это было невыгодно. В отместку за восстание немцы решили стереть Варшаву с лица земли, и каждую ночь в пригороде раздавались взрывы.
Как снимали хронику
На фронте я работал в паре с другим оператором: мы по-разному снимали одни и те же эпизоды, по-разному строили композицию. В плане безопасности работа в паре тоже лучше, и были случаи, когда напарники вытаскивали раненых операторов с поля боя.
Как мы работали? Нам давали участок фронта, мы ехали туда, и там нам подсказывали места, где лучше сделать киносъемку. Так было только в спокойной обстановке. Мы старались снимать так, чтобы был сюжет, монтажными планами. Мы одновременно были сценаристами, режиссерами и операторами.

Самые интересные съемки — уличных боев

Мы имели дело с чувствительной аппаратурой и могли снимать только днем. Осветительных приборов не было, камеры автоматические, туда входило 30 метров пленки в бобине, а это всего одна минута экранного времени, при этом одного завода пружины, которая протягивала пленку в камере, хватало только на полминуты, поэтому мы всегда носили с собой по нескольку бобин.
Пленку в камере мы меняли на ощупь в специальном зарядном мешке. Это был черный мешок, в который мы помещали камеру, чтобы не засветить пленку при перезарядке. Мы специально тренировались делать это вслепую в институте, а потом и на студии документальных фильмов.
У немцев в это время были уже аккумуляторные камеры «Арифлекс». Кассеты там были по 60 и 120 метров, то есть снимать без перезарядки можно было две и четыре минуты. У меня такая появилась только после войны. Во время штурма Берлина мы нашли склад министерства Геббельса на Александерплац, где были такие камеры, и одну я взял себе.
Самыми интересными в творческом плане были съемки уличных боев. Там мы могли снимать танки, артиллерию, пехоту. А в полевых условиях мы были очень ограничены, поэтому и пленки тратилось гораздо меньше. Всего за время войны на всех фронтах было снято 3,5 млн метров кинопленки, а при съемке штурма Берлина — больше 300 тыс. метров.
В уличном бою мы могли снимать солдат только со спины и перебежки их из дома в дом. Если в хронике вы увидите советских солдат, которые как бы набегают на вас, то это скорее всего съемки немцев.

Погиб каждый пятый

На фронте было около 250 кинооператоров, и каждый пятый из них погиб. Страх мы подавляли тем, что ставили себе цель сделать это. Было стремление снять то, что нужно, и профессиональный азарт. Мы часто снимали в местах, где нас могли обстрелять, выезжали на опасные участки. Был такой оператор Малик Каюмов, который дважды был ранен, и напарник выносил его на себе с поля боя.

Инсценировки

Во время войны шла очень серьезная кампания против инсценировок. Выходили специальные постановления, потому что какие-то вещи действительно инсценировались. Есть два примера инсценировок, которые вошли в историю боев. Первый — встреча двух фронтов под Сталинградом, где с двух сторон в кадре бегут солдаты, обнимаются. Второй — известные кадры водружения знамени над Рейхстагом. Флаги водружали ночью, а киносъемки сделали на рассвете: ночью невозможно снимать.

Польша, Берлин, Великая Китайская стена

Наша группа базировалась в политуправлении, но кинооператоры жили ближе к передовой. В Польше, например, мы располагались у крестьян в семьях, в Германии — чаще всего в пустых домах. Был случай, когда мы ехали по сельской дороге и встретили корову. Ее давно не доили, и она бежала за машиной, потому что увидела людей. В пригороде Берлина мы встретили женщину, угнанную из России, но нам некогда было разговаривать.
После штурма Берлина меня перебросили на Дальний Восток, в Маньчжурию. Там я был на Забайкальском фронте, прошел через пустыню Гоби, перевал Хинган и дошел до берега Желтого моря. С разведотрядом я оказался на территории Китая и взошел на Великую Китайскую стену.

Жизнь после Победы

После войны я работал на Литовской студии кинохроники и на «Мосфильме», потом 20 с лишним лет руководил операторами на центральном телевидении. Я объехал весь мир, четыре раза был в США. На всех важных событиях внутри страны я тоже присутствовал.
Сейчас у меня тоже все хорошо. Товарищи приходят в гости. Правда, сейчас я практически не вижу, но к этому привык, и лет мне немало. На фронте у меня были капитанские погоны, но по документам я рядовой. Пенсия у меня тоже рядовая, но мне всего хватает.Погиб каждый пятый.

Василий Колотилов

дополнительная информация >>

Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.
Будем очень признательны за помощь.

обсуждение >>

№ 12
Александр Белобоков (Москва)   15.02.2019 - 03:27
Борису Александровичу довелось стать последним фронтовым кинооператором... читать далее>>
№ 11
lans   21.01.2019 - 07:23
Светлая память читать далее>>
№ 10
Eva.I.Nova   20.01.2019 - 20:43
Таки люди - на вес золота. Дороже золота. читать далее>>
№ 9
olguna (СПб)   20.01.2019 - 19:54
Светлая память! читать далее>>
№ 8
Ирия Гай   20.01.2019 - 13:33
Вечная память! читать далее>>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен