На Первом Уральском открытом фестивале российского кино в Екатеринбурге состоялась гала-премьера сериала «Пьяная фирма» — вызывающего художественного эксперимента Григория Константинопольского, в котором герой Михаила Ефремова выводит людей из запоя, но на самом деле всё гораздо сложнее: это злая сатира в духе Салтыкова-Щедрина на всё подряд (подробнее Кино-Театр.РУ писал о фильме с омского «Движения»). Представить проект зрителям приехали продюсер кино и телевидения Игорь Мишин и Михаила Ефремов. С ними мы и поговорили о «Пьяной фирме», девяностых и о том, почему уральский кинофестиваль похож на торонтовский.
Я читал, что режиссёр Григорий Константинопольский сам был готов сняться в главной роли…
Михаил Ефремов (с иронией): Это постоянно происходит. Во всех своих фильмах Константинопольский должен был исполнять главную роль. Но поскольку он артист бездарный, вот я и играю. Зато режиссёр он… деспотичный!
Расскажите, как вы вообще попали на этот проект?
Михаил Ефремов (с ещё большей иронией): Поймите, Константинопольский не мог не позвать меня на эту роль, потому что сам-то он не умеет ни хрена. Он может быть только режиссёром… Я вам про Гришу расскажу вот что: он омерзительный режиссёр, жуткий человек, деспот, и мы очень страдали, когда у него снимались, но он человек, что называется, с прищуром. В общем, он мой хороший друг, и это не первый раз, когда я играю роль, которую он должен был исполнить сам. Получается, я — альтер-эго Константинопольского! Поэтому всю свою жизнь разбираюсь с Гришиными делами.
«Пьяная фирма» - очень новогоднее по настроению кино. Правда, что ТНТ покажет его в декабре под праздники?
Игорь Мишин: Да. Вообще, как было дело: сначала Гриша принёс этот проект продюсеру
Юрию Сапронову [гендиректор компании «Всемирные русские студии»], а потом они уже появились на ТНТ. Это было два с половиной года назад. Они пришли со сценарием из четырёх серий, а четыре серии - достаточно рискованный формат для телевизионного производства, потому что… ну это просто очень маленькое количество эпизодов.
Михаил Ефремов (уже без иронии): Вообще рискованный формат для телевизионного производства - брать фильмы Григория Константинопольского.
Игорь Мишин: Это да! Но тут ещё важно заметить, что тогда ТНТ только-только делал первые шаги в области сериального производства. Сейчас таких больших киносериалов на канале вышло много (взять хотя бы триумфальные «
Измены»), но тогда подобных проектов ещё не было, и мы решили рискнуть по нескольким причинам. Во-первых, нам безумно нравился материал. Он был такой абсолютно тээнтэшный: резкий, провокационный, дискуссионный, отчасти нелицеприятный, а местами очень смешной и весёлый. Во-вторых, Гриша дал гарантию (и слово сдержал, несмотря на все сложности своего характера), что он соберёт звёздный кастинг. Так и произошло. Вы сами видите, что на этом проекте собрано настоящее созвездие русских актёров:
Анна Михалкова,
Евгений Цыганов,
Елизавета Боярская,
Марат Башаров,
Виктория Исакова,
Андрей Мерзликин,
Ингеборга Дапкунайте,
Виктория Толстоганова и многие другие. Сыграло его личное обаяние и авторитет в актёрской и кинематографической среде. Потому что по бюджету канал никогда бы не потянул такое количество звёзд. В общем, два этих аргумента оказались решающими: материал нравится, каст звёздный. Началась совместная работа ТНТ и «Всемирных русских студий».
Сейчас сериал почти готов. Идёт разговор о том, чтобы поставить его в сетку в новогодние дни. Никаких причин, чтобы он не вышел, я не вижу. Но поскольку я больше не возглавляю ТНТ, стопроцентной гарантии я дать не могу. Есть канал, у него свои представления о том, как распорядиться готовым продуктом. Очевидно одно: ему нужно отвести специальное место в сетке. Сделать из премьеры «Пьяной фирмы» специальное событие. Потому как если просто поставить четыре серии в эфир — с понедельника по четверг — сериал мелькнёт и останется незамеченным. Поэтому с помощью всех ресурсов маркетинга и пиара нужно привлечь к нему внимание. ТНТ это делать умеет. Надеюсь, всё сложится.
«Пьяная фирма» это, кажется, ещё и реквием по 90-ым. А как вы сами относитесь к этому непростому и спорному времени?
Игорь Мишин: Не было бы 90-ых, мы бы сейчас с вами не сидели и не разговаривали…
Михаил Ефремов: …или сидели и разговаривали, но в другом месте.
Игорь Мишин: Для меня это время тесно связано с телекомпанией «4 канал», которую мы основали в 1991 году здесь, в Екатеринбурге [Мишин — уроженец этого города]. Для меня эти 10 лет были просто звёздными.
А у Гриши действительно есть персональная рефлексия, связанная с этим десятилетием, и мы это с ним обсуждали. Но поймите, это тот редкий случай, когда продюсеры канала практически не вмешивались в работу режиссёра…
Михаил Ефремов: Вообще не вмешивались, честно говоря.
Игорь Мишин: Мы дали возможность режиссёру сделать авторское высказывание про 90-е и всё остальное, а на телевидение это редко бывает. Ни один канал не рискует давать автору столько свободы, сколько мы.
Михаил Ефремов: Я же про 90-е могу сказать, что это время моей молодости, так что я хорошо к ним отношусь. Вообще, мне не кажется, что Константинопольский ностальгирует по 90-ым, он скорее пародирует их. Это всё-таки, в первую очередь, пародия.
При этом сериал ещё и злая-презлая сатира. Так чего же в нём больше: сатиры или пародии?
Игорь Мишин: А чем мерить?
Михаил Ефремов: Я вот думаю, что больше «спорт» или «экспресс»? Конечно, [«Пьяная фирма»] несерьёзное дело, но любое несерьёзное дело должно делаться серьёзно, тогда оно будет выглядеть несерьёзным. К сожалению, Гриша Константинопольский очень боится летать на самолётах, и его здесь нет. Он бы рассказал [изображает Константинопольского] «па-а-ародия это или не па-а-ародия». Но мы здесь с Игорем вдвоём и готовы ответить на все ваши вопросы.
Михаил, с вами в конкурсной программе есть ещё один фильм «Хороший мальчик». Тоже, как и «Пьяная фирма», про конфликт поколений: отцов и детей…
Михаил Ефремов: Да, мы с ним на «Кинотавре» главный приз взяли! Но я там мало на самом деле снимался — всего дней десять. У режиссёра этого фильма
Оксаны Карас (а она замечательная девчонка) сейчас, кстати, играет мой сын Никита [в сериале «
Отличница»]. А я вам, пожалуй, расскажу одну смешную историю, которая случилась со мной на съёмках «Хорошего мальчика». В фильме, как вы знаете, сыграло много детей. Разумеется, все они хотели сфотографироваться. И вот мы вышли с
Константином Хабенским покурить, а детишки нас окружили и говорят: "Давайте фотографироваться". На что Константин заметил: "А вы знаете, что это очень плохая примета, фотографироваться во время съёмок?" И они, чёрт возьми, в это поверили и отстали.
Поскольку мы сейчас находимся на Первом уральском фестивале российского кино, поделитесь вашими впечатлениями от смотра?
Михаил Ефремов: У меня впечатления только хорошие. Главное, чтобы был второй, третий и четвёртый фестиваль!
Игорь Мишин: Безусловно, это большое событие для Екатеринбурга. Пожалуй, больше всего здесь не хватило именно фестиваля игрового кино, поэтому он встал как литой. Ещё важный момент: [программный директор фестиваля и кинокритик «Российской газеты»] Валерий Кичин использовал концепцию торонтовского фестиваля (TIFF), когда в городе нет главной площадки. Эта модель — грандиозное достижение. Подобная схема превращает весь город в фестивальную площадку. Она абсолютно точно уникальна для России, но организационно очень сложна: например, сразу возникают проблемы с логистикой. Тем не менее, у большого количества людей появляется возможность прикоснуться к кино. Такая схема способствует тому, чтобы в кинотеатры пришла публика, которая обычно не ходит в кинотеатры, а дожидается показа фильма на ТВ или качает его в интернете. Что касается публики возрастной, то она и вовсе не знает, как качать, поэтому вообще таких фильмов не видит. А тут предоставляется возможность их посмотреть, причём бесплатно [в честь Года российского кино билеты практически на все сеансы распространялись бесплатно].
Правда, тут есть над чем поработать. Например, мне кажется, что какую-то часть билетов надо было реализовывать через интернет, потому что молодая аудитория сегодня не понимает, что это такое: идти в кассу, брать какую-то бумажку. Молодёжь сегодня привыкла заказывать билеты с помощью приложений на смартфонах. Так что нужно чуть-чуть осовременить систему выдачи бесплатных билетов, чтобы 20-летние могли получать их в более удобной для себя среде, не стоять в кассе в очереди. Безусловно, после фестиваля будет проведён какой-то анализ по поводу того, что можно улучшить. Я, кстати, организацией тоже был втянут в фестиваль: помогал с рекомендациями, потому что Кичин просто физически не мог посмотреть все фильмы, я что-то ему подсказал. Вместе мы, например, добились того, чтобы «
Ученик»
Кирилла Серебренникова закрывал фестиваль.
Михаил Ефремов: Посмотрите его обязательно. Это очень хорошее кино!
Игорь Мишин: Да, что называется, маст си. Таким образом, общими усилиями фестиваль должен жить, развиваться, улучшаться, стать ежегодным. Можно продолжать привозить выдающихся артистов и режиссёров. В общем, это дело, несомненно, нужно продолжать.
обсуждение >>