Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру мобильное меню

Алтайский театр музыкальной комедии

Алтайский театр музыкальной комедии
Другие названия
Алтайский государственный театр музыкальной комедии
Барнаульский театр музыкальной комедии
Бийский музыкально-драматический театр (1958-1960)
Алтайский краевой театр музыкальной комедии
Адрес
Алтайский край, Барнаул, Комсомольский проспект, дом 108
Сайт
Обсуждение

Алтайский театр музыкальной комедии

Алтайский государственный театр музыкальной комедии, именовавшийся до июня 1991 года Алтайским краевым театром музыкальной комедии, – первый профессиональный музыкальный театр на Алтае, относится к числу ведущих творческих коллективов края. В истории театра немало значительных событий, удачных премьер, ярких имен, успешных гастролей, важных юбилеев.

От ансамбля – к театру
В 1956 году в городе Горно-Алтайске, столице автономной области, группа молодых артистов, страстных приверженцев жизнерадостного театрального жанра, объединилась в краевой ансамбль оперетты. В репертуаре отдаленного от Барнаула ансамбля были не только концертные программы со сценами из классических и советских оперетт, но и полноценные спектакли. Это был маленький театр, музыкальной частью которого руководил талантливый дирижер Джон Амирагов.
Два года ансамбль оперетты гастролировал по городам и селам края и имел такой успех, что в 1958 году было решено объединить ансамбль с труппой Бийского драматического театра. Объединенную труппу возглавил режиссер М. Г. Левантовский.
Театральный сезон 1958-1959 годов в Бийске ознаменовался рождением ярких музыкально-драматических спектаклей, среди которых особое признание получила комедия Шекспира «Много шума из ничего». Бийский театр стал именоваться музыкально-драматическим. Первая встреча зрителей-бийчан с «живой» опереттой произошла осенью 1959 года: театральный сезон открылся «Свадьбой в Малиновке», прославленной музыкальной комедией Б. Александрова. Успех жанра и мастерство молодых исполнителей были настолько очевидны, что театр взял основной курс на музыкальные спектакли.
В 1960 году Постановлением Алтайского крайисполкома Бийский музыкально-драматический театр получает статус Алтайского краевого театра музыкальной комедии.

На бийской сцене
1 октября 1960 года краевой театр музкомедии открывает свой первый сезон премьерой оперетты Ю. Милютина «Поцелуй Чаниты».
Директору театра В. М. Федорову и главному режиссеру С. Б. Турову в короткие сроки удается организовать сильный и надежный творческий коллектив: труппу артистов-солистов, балетную группу, хор и оркестр.
Среди первых артистов молодого театра – Петр Рябов, Валентина Герасимова, Алексей Богородицкий, Валентина Прогунова и Юрий Жеребцов. Эти замечательные актеры и признанные мастера оставались на сцене Алтайского краевого театра музыкальной комедии всю свою творческую жизнь. Успешно выступали в амплуа молодых героинь и субреток С. Скорова, Е. Морскова, Н. Пляскина, Е. Ермилова, в ролях характерных – В. Демидов, С. Маргулис, А. Олтаржевская. Балетную группу возглавлял Н. А. Скоров. Первыми дирижерами театра были Г. А. Сардарьянц и Г. А. Бабич. Георгий Александрович Бабич, скрипач, выпускник Варшавской консерватории, более 10 лет был главным дирижером Алтайского театра музыкальной комедии и создал один из лучших в Сибири театральных оркестров. Постановщиками первых оперетт были режиссеры С. Б. Туров и П. В. Волков.
В начале 1961 года в театр приехал новый режиссер, заслуженный артист РСФСР Павел Васильевич Алдахин. С его приходом на сцену театра властно вступила классическая оперетта. В первые три года своего существования театр сумел создать достойный репертуар. На его сцене шла классика жанра: «Веселая вдова» и «Цыганская любовь» Ф. Легара, «Летучая мышь» и «Цыганский барон» И. Штрауса, «Сильва» и «Марица» И. Кальмана, «Роз-Мари» Ф. Стотгардта. Ведущее место занимала в репертуаре советская оперетта: «Вольный ветер» И. Дунаевского и «Роза ветров» Б. Мокроусова, «Севастопольский вальс» К. Листова и «Друзья Милены» Н. Минха, «Эврика» О. Сандлера и «У моря Обского» Г. Иванова, «Счастливого пути» Ю. Владимирова, «Вас ждут друзья» В. Белиц и «Курортное знакомство» Е. Жарковского.
Летом 1963 года на сцене краевого театра музыкальной комедии состоялось рождение первого в истории театрального искусства Алтая профессионального балетного спектакля. 22 августа зрители увидели балет А. Адана и Л. Делиба «Корсар». Осуществил постановку молодой балетмейстер Николай Громов, с именем которого отныне и на четверть века будет связана история краевого театра музыкальной комедии и хореографического искусства Алтая.
Сезон 1963-1964 годов стал последним сезоном Алтайского краевого театра музыкальной комедии на бийской сцене. Получивший известность коллектив был приглашен «на постоянное местожительство» в краевой центр.

Первые барнаульские сезоны
В июле 1964 года труппа переехала в Барнаул. Директором театра становится и 10 лет остается на этом посту Иван Оганесович Налбандов. Опытный театральный работник, И. О. Налбандов на своих плечах вынес сложнейший организационный период новой биографии театра. Театру было предоставлено помещение бывшего клуба НКВД, в котором Алтайским краевым ТЮЗом уже была оборудована театральная сцена. На этой сцене в ноябре 1964 года Алтайский краевой театр музыкальной комедии открывает свой первый барнаульский сезон опереттой Б. Мокроусова «Роза ветров».
В труппу вступают новые актеры, среди которых любимцами зрителей сразу становятся комический актер Эдуард Овчинников, молодая героиня Ольга Полякова, солист-вокалист Николай Напалков, солисты балета Наталья Шустова и Владимир Михайлов, острохарактерные актеры Ольга Брылякова, Клавдия Новикова и Борис Манзюк.
Главный режиссер театра П. В. Алдахин обновляет репертуар театра, и на театральной афише появляются названия спектаклей «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу, «Баядера» и «Цыган-премьер» И. Кальмана, «Цирк зажигает огни» Ю. Милютина, «Свадьба в Малиновке» Б. Александрова, «Раскинулось море широко» Н. Минха, «Камилла» и «Особое задание» А. Новикова. В 1966 году на барнаульской сцене рождаются спектакли, ставшие подлинными театральными событиями: «Товарищ Икс» (музыка Ю. Владимирова, пьеса алтайского писателя Л. Квина), явившийся первым опытом работы театра с автором над созданием нового сценического произведения и первым воплощением на его сцене художественного материала по истории Алтая, и балет «Эсмеральда» Ц. Пуни, осуществленный главным балетмейстером театра Н. З. Громовым.
В 1965 году театр впервые выехал на большие гастроли за пределы края, в Украину.

Первые награды
Важный этап творческого развития театра связан с именем главного режиссера Ирины Александровны Дубницкой, сменившей П. В. Алдахина в 1968 году и возглавлявшей труппу театра по 1977 год. Театром был взят энергичный курс на современный репертуар: наряду с классикой афишу театра украшали произведения И. Дунаевского, В. Соловьева-Седого, К. Листова, В. Баснера, О. Фельцмана, Н. Стрельникова, В. Мурадели. Одним из ведущих в репертуаре становится героико-романтическое направление. Театр стремится дать зрителям возможность прикоснуться к высокой романтике подвига во имя Родины, романтике сильных и ярких характеров. Особой поэтикой волновали зрителей на рубеже 1970-х годов спектакли Алтайского краевого театра музыкальной комедии, раскрывающие героическую тему: «На рассвете» и «Четверо с улицы Жанны» О. Сандлера, удостоенные дипломов Всероссийского театрального смотра; «Москва-Париж-Москва» В. Мурадели, «Полярная звезда» В. Баснера, «Пусть гитара играет» О. Фельцмана. В этих спектаклях зрители по достоинству оценили талант и мастерство влившихся в труппу в конце 1960-х – начале 1970-х годов артистов Сергея Фёдорова, Галины Савченко, балетмейстера Галины Черепановой.

Яркие удачи
В 1972 году театр открывает очередной театральный сезон в новом здании по адресу: проспект Комсомольский, 108, в котором находится и поныне. В том же году в театр пришел новый режиссер Леонид Эммануилович Халифман, выпускник Ленинградской государственной консерватории им. Римского-Корсакова. Уже в первой постановке, дипломном спектакле «Мечтатели» К. Листова, проявились его своеобразное дарование, гражданская зрелость и организаторский талант. Один из первых его спектаклей – оперетта «Холопка» Н. Стрельникова – стал подлинным художественным открытием театра и одной из его легенд. Несколько лет не сходят с театральной афиши классические оперетты «Ночь в Венеции» И. Штрауса, «Фиалка Монмартра» И. Кальмана, «Герцогиня Герольштейнская» Ж. Оффенбаха.
В классических постановках интенсивно развиваются и покоряют публику творческие дарования актеров Владимира Филимонова, Юрия Кашина, Валентина Пашнева, актрис Любови Августовской и Ларисы Владимировой, молодых солистов балета Александра Кожевникова, Аркадия Урлекова и Ларисы Дудкиной. Эти замечательные артисты стали на долгие годы ядром, творческим центром обновленной труппы театра.
С 1977 года Л. Э. Халифман – главный режиссер Алтайского краевого театра музыкальной комедии. Он и его сподвижник, директор театра Борис Львович Ротберг, успешно определяя творческую программу театра, уверенно ведут коллектив к новым высоким достижениям.
К числу наиболее ярких удач театра в восьмидесятые годы относятся спектакли высочайшего эмоционального накала: «Каштаны Киева» О. Сандлера, «Человек из легенды» В. Рубашевского по пьесе артиста театра Э. Овчинникова и «Голубая дама» С. Баневича по повести алтайского писателя М. Юдалевича. Спектакль «Голубая дама» был поставлен в 1980 году в ознаменование 250-летия Барнаула и воскресил одну из страниц исторического прошлого нашего города. Уникальная фабула пьесы, созданной на основе историко-романтической повести М. Юдалевича артистом Э. Овчинниковым, основана на старинной барнаульской легенде о привидении пышноволосой красавицы в голубом бальном платье, обитающем в одном из особняков прошлого века. Десять лет этот спектакль был в репертуаре Алтайского краевого театра музкомедии, выдержал более пятисот представлений и стал настоящей театральной легендой.
Стремясь иметь собственное лицо, своеобразный репертуар, театр активно привлекает композиторов и драматургов к работе и становится первооткрывателем новых сценических произведений. Со сцены Алтайского краевого театра музыкальной комедии начали свою театральную жизнь музыкальные комедии «Верю в тебя» Б. Троцюка, «Принцесса из Марьиной рощи» Н. Богословского, «Настоящие мужчины» В. Баснера, музыкальные сказки «Стойкий оловянный солдатик» С. Баневича, «Король и брадобрей» С. Пожлакова. Первыми в Сибири увидели зрители Барнаула на сцене театра музыкальные спектакли по произведениям В. М. Шукшина: «Сладка ягода» Е. Птичкина и «А поутру они проснулись» Гоберника. Впервые в России театром была осуществлена постановка балета по симфонической сказке С. Прокофьева «Петя и волк».
К середине 1980-х годов труппу пополнили профессиональные вокалисты: Лилия Салтаева, Ольга Гавриш, Виктор Парфёнов, заслуженный артист РСФСР и народный артист Карельской АССР Борис Кучинёв. Впервые за свою историю театр получил возможность обращения к оперной классике. В 1986 году на сцене театра состоялась премьера оперы Дж. Верди «Травиата». Вслед за ведущими театрами страны увидели свет рампы на музыкальной сцене Алтая современный мюзикл «Труффальдино» А. Колкера и рок-опера «Юнона» и «Авось» А. Рыбникова (1988). Спектакль «Юнона» и «Авось» стал участником первого Всесоюзного фестиваля музыкальных театров в г. Свердловске (1989). Лауреатом премии фестиваля за лучшую хормейстерскую работу в спектакле «Юнона» и «Авось» был назван главный хормейстер театра Валерий Анатольевич Киричков.

Период обновления
В июне 1991 года театр получил статус государственного. С 1992 года труппу театра возглавил новый творческий лидер – взращенный в его стенах актер и режиссер Владимир Николаевич Филимонов. В этот период благодаря высокопрофессиональной административно-хозяйственной деятельности директора Владимира Ильича Калугина (1990-1996) театр, несмотря на сокращение, а затем и прекращение государственного финансирования постановочной деятельности, был самым стабильным в творческом плане и самым посещаемым театром города.
Много лет театр из-за сложного финансового положения не выезжал на гастроли, и наконец-то в ноябре 1995 года гастроли в г. Бийск все-таки состоялись, хотя всего на 7 дней. Но все 13 спектаклей (6 детских и 7 взрослых) прошли с аншлагами. А актеры в очередной раз убедились, что их работа нужна людям.
Театр практически не сокращал количество ежегодных постановок, выпустив ряд разножанровых спектаклей высокого художественного уровня. Постановка оперетты «Летучая мышь» И. Штрауса была удостоена муниципальной премии г. Барнаула в области литературы, искусства и архитектуры в номинации «Театр» (1996). Лауреатами премии стала постановочная группа спектакля – режиссер В. Филимонов, дирижер В. Крестенко, художник В. Акимов, балетмейстер А. Курбатов, хормейстер В. Шардаков.
В репертуаре театра театрализованные шоу-представления, лучшее из которых – «Снежное ревю» (режиссер В. Н. Филимонов) – также было удостоено муниципальной премии г. Барнаула (1997).
Театр продолжает работу со сложными музыкальными жанрами. Осуществлена постановка классической оперы «Алеко» С. Рахманинова (1998), хореографического представления «Вечер современного балета» (1998). В 1999 году театр получил Золотую медаль Сибирской ярмарки «Сцена-99» за рок-оперу «Иисус Христос – суперзвезда» Э. Л. Уэббера. В репертуаре 1990-х годов: «Веселая вдова» Ф. Легара, «Баядера» и «Цыган-премьер» И. Кальмана, «Цыганский барон» И. Штрауса, музыкально-драматическое представление по мотивам мемуаров Эдит Пиаф «Жизнь в розовом свете».
В этот период руководство творческим процессом осуществляют главный режиссер В. Н. Филимонов, главный дирижер В. Н. Крестенко, главный балетмейстер А. И. Курбатов, главный художник В. Д. Гаан. В труппе – заслуженные артисты России Л. В. Августовская и Ю. А. Кашин, С. Н. Фёдоров, Ю. Ю. Ефимов, Э. Д. Овчинников, народный артист Карелии Б. Н. Кучинёв, ведущие солисты-вокалисты О. А. Гавриш, В. И. Литвина, Л. С. Владимирова, Б. Е. Никонова, З. А. Черных, В. П. Парфёнов, Б. Г. Балакин, П. И. Приходько, В. С. Кирин, ветераны сцены В. А. Прогунова, В. П. Герасимова, Н. П. Напалков, В. С. Пашнев.
Коллектив ведет активную гастрольную деятельность, выезжает на большие гастроли во многие города страны, а также в Польшу, Афганистан и Монголию. Именно в этот период театр был удостоен таких наград, как диплом III степени Министерства культуры СССР во Всероссийском смотре по работе с творческой молодежью, диплом Министерства культуры и Министерства обороны СССР за активное участие во Всесоюзном смотре культурно-шефской работы над Вооруженными Силами; занимал призовые места во Всесоюзных смотрах спектаклей разной тематики.
2000-е годы стали для театра временем поиска новых форм в искусстве. В 2005 году состоялась премьера мюзикла с глубоким драматическим содержанием «Скрипач на крыше». Творческие свершения коллектива театра получили общественное признание. Диплом лауреата I фестиваля новых музыкальных проектов России «Другие берега» (Новосибирск, 2004) получил музыкальный спектакль «Ангелы во времени», авторами которого были петербургский композитор Виктор Плешак и театральный композитор и дирижер Евгений Гутчин. В 2005 году оперетта «Девичий переполох» Ю. Милютина была удостоена премии Алтайского края в области архитектуры, литературы, искусства и народного творчества в номинации «Театральное искусство».

Полувековой юбилей
В 2010 году Алтайский государственный театр музыкальной комедии отметил 50-летие творческой деятельности. В память об этой значительной дате был создан документально-художественный фильм «Этот трудный легкий жанр» и издана книга-альбом, посвященная истории театра.
За полвека на сцене театра было поставлено более 250 спектаклей: оперетт, музыкальных комедий, мюзиклов, театрализованных представлений и музыкальных сказок. Поистине труппе театра музыкальной комедии все жанры подвластны. Чего стоит смешение академических жанров с массовой музыкальной культурой, что особенно ярко проявилось в мюзикле «Плутовской роман, или Браво, Фигаро!» и рок-мюзикле «Соб@ки».
Алтайский государственный театр музкомедии – театр не только для взрослых. Каждое воскресенье здесь оживают сказки. Детей и их родителей встречает рыжеволосый волшебник господин Дореми – хранитель музыкальных сказок. Так реализуется творческий проект «Спектакль для всей семьи». За 15 минут до сказочного представления Дореми с Алисой или старухой Шапокляк в фойе проводят познавательно-развлекательные программы. После участия в веселых конкурсах-приключениях, преодоления препятствий, устроенных Шапокляк, ребята входят в зрительный зал и попадают в настоящий театральный мир.
Театр музкомедии славится талантами и профессионалами. Заслуженную славу театру принесли:
– директора: Иван Налбандов, заслуженные работники культуры Борис Ротберг и Владимир Калугин;
– режиссеры: заслуженный артист Павел Алдахин, заслуженные деятели искусств Ирина Дубницкая и Леонид Халифман, заслуженный артист Владимир Филимонов;
– дирижер Георгий Бабич;
– балетмейстеры: заслуженный деятель искусств Николай Громов, Александр Курбатов;
– актеры: заслуженные артисты Алексей Богородицкий, Эдуард Овчинников, Галина Савченко, Лилия Салтаева, Борис Кучинёв, Петр Приходько, Валентина Литвина, Ольга Гавриш, солисты Валентина Прогунова, Белла Никонова, Валентин Кирин, Юрий Жеребцов, Николай Напалков, Евгений Балакин, Александр Лопатюк и другие.
В сегодняшней труппе театра – заслуженные артисты России Любовь Августовская, Дмитрий Иванов, Юрий Кашин, Виктор Парфёнов, Сергей Фёдоров, Зинаида Черных, ветераны сцены Валентина Герасимова, Лариса Владимирова, Валентин Пашнев, Леонид Титов; солисты-вокалисты Ирина Басманова, Александра Карпова, Татьяна Ремизова, Илья Зуев, Михаил Басов, Максим Вехов, Галина Криулина, Владимир Давыдов, Тамара Вильгельм, Виктор Некрасов, Константин Кряжев, Ирина Лисина, солисты балета Марина Парфёнова, Татьяна Ледовских, Никита Карев, Алексей Санчес Бускато и другие.
Актер Юрий Голубев – лауреат премии Алтайского края в области литературы, архитектуры и народного творчества в номинации «Музыкальное искусство»;
Актриса Виктория Гальцева – победитель в номинации «Вокальное искусство» Международного музыкального фестиваля-конкурса Grand Prize, состоявшегося в Италии.
Главный художник Виталий Болгов – дипломант национальной театральной премии «Золотая маска-2000» за лучший спектакль в жанре мюзикла и оперетты.
Дирижер Евгений Гутчин – лауреат премии Алтайского края в номинации «Исполнительское искусство».
Главный хормейстер Валерий Киричков – лауреат I Всесоюзного фестиваля музыкальных театров за лучшую хормейстерскую работу в спектакле «Юнона» и «Авось» (постановка 1988 года).
Награды за спектакли – это оценка труда всего коллектива театра, складывающегося из усилий многих: главного дирижера Валерия Крестенко, художника по костюмам Лилии Соколовой, художника-декоратора Сергея Брацевича, звукорежиссера Александра Бабича, концертмейстера Елены Иващенко, помощника режиссера заслуженного работника культуры Маи Серебряковой, заведующего художественно-постановочной частью заслуженного работника культуры Вениамина Татаурова, художника по свету Надежды Зуевой, мастера швейного дела Ольги Поповой и многих других. Благодаря этим людям в Алтайском театре музыкальной комедии звучит прекрасная музыка, актеры выходят на сцену в роскошных костюмах и органично живут, поют и танцуют в красивых сценических интерьерах!
В нынешнем репертуаре немало постановок молодого режиссера театра Константина Яковлева, которые свидетельствуют о новом периоде в жизни творческого коллектива: рок-мюзикл «С@баки», вечер балета «География любви», театрализованное представление к Дню Победы «Браво, конферансье!», музыкальный спектакль «Тетка Чарлея», сказки «День лучшего друга», «Красавица и Чудовище», «Король Лев», «Ала-ад-дин», «Снежная королева», «Ледяное колечко», «Щелкунчик», мистический мюзикл «Голубая дама» (новая версия легендарного спектакля 1980 года), мюзикл «Ромео и Джульетта».
Театр много гастролировал, побывал во многих уголках нашей страны и за рубежом – в Афганистане, Польше и Монголии. Сегодняшняя «география» гастролей – Новосибирск, Бийск, Рубцовск, села края.
Возрастающий интерес зрителей к спектаклям – лучшее доказательство того, что Алтайский государственный театр музыкальной комедии, в репертуаре которого соседствуют классические, современные и детские постановки, любим зрителями и является неотъемлемым элементом культурного пространства нашего города и края.
Талант, мастерство и творческий труд коллектива театра музкомедии под умелым руководством директора Романа Ильина обеспечивают ему славу одного из лучших музыкальных театров Сибири, спектакли которого подобны ослепительному источнику света, душевного тепла, красоты и истинной радости.

Р. Алдахина
Р. Алдахина
1961 - 1968

обсуждение >>

№ 2
Нел Знова   2.04.2021 - 11:39
Уважаемые администраторы сайта! Предлагаю внести изменение. В 2018 году на основании Постановления Правительства Алтайского края №100 от 23.03.18. учреждение было переименовано в Алтайский государственный... читать далее>>
№ 1
Дмитриева Елена Викторовна (Заринск)   30.03.2012 - 05:31
Уважаемые издатели сайта и работники театра, я благодарна вам за историю театра и биографию, т к пишу реферат-сообщение на тему " История музыки и театра Алтая". Моё предложение вам: добавляйте... читать далее>>
30 апреля
Apple TV+
30 апреля
Netflix
3 мая
KION
3 мая
PREMIER
5 мая
Wink
9 мая
Peacock

Афиша кино >>

мелодрама
Россия, 2025
комедия, приключения
Испания, 2022
боевик, детектив, криминальный фильм, триллер
Южная Корея, 2024
комедия, триллер
США, 2023
триллер
Австралия, Ирландия, США, 2024
драма, мелодрама, научная фантастика
Япония, 2004
боевик, триллер, фильм ужасов
Индонезия, 2024
военный фильм, драма, мистика
Россия, 2025
боевик, военный фильм, исторический фильм
Россия, 2025
драма, мелодрама
Нидерланды, 2025
детский фильм, драма, приключения, семейное кино
Канада, 2023
приключения, семейное кино, фэнтези
Россия, 2025
приключения, фэнтези
Россия, 2025
детский фильм, комедия, приключения, семейное кино
Россия, 2025
комедия, приключения, семейное кино
Россия, 2025
военный фильм, драма, семейное кино
Россия, 2025
детектив, драма
Россия, 2025
драма, исторический фильм
Россия, 2024
комедия
Казахстан, 2025
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен