3 августа исполняется 80 лет со дня рождения (03.08.1934 – 17.06.2010) актёра, режиссёра, заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР (1976), заслуженного деятеля искусств РСФСР (7.09.1979), лауреата премии комсомола Чувашской АССР им. М. Сеспеля Алексея Григорьевича Васильева.
Хочется вспомнить спектакль "Сибирская дивизия" по пьесе чувашского драматурга Николая Терентьева в Чувашском республиканском театре юного зрителя.
Главный режиссер А. Васильев этот спектакль посвятил молодым солдатам, ушедшим на фронт и не вернувшимся.
Он стал этапной работой театра.
Одно из действий переносится в военное время. Две чувашские женщины получили весточку о том, что через станцию Канаш должна проследовать на фронт Сибирская дивизия, в которой было много парней из Чувашии.
Почему в этом спектакле так удался режиссеру Алексею Васильеву образ народной памяти, воплощенный в ролях матери, девушки, солдата?..
Детство Васильева пришлось на войну.
Он пережил сам и голодное время, и тревожное ожидание вестей с фронта, и боязнь потерять близкого человека, и боль утраты - их отец не вернулся с фронта, их осталось трое у матери.
Мальчик из деревни Кокшаны Батыревского района на себе испытал раны войны.
Первые спектакли он поставил в Чувашском академическом драматическом театре имени К.В. Иванова. Здесь он впервые встретился с чувашским драматургом Николаем Терентьевичем
Терентьевым, с которым его свяжут годы совместного творчества.
Васильеву предложили возглавить Чувашский республиканский ТЮЗ.
В этот период режиссер Алексей Григорьевич сумел раздвинуть свой небольшой зрительный зал до размеров огромной страны, имя которой детство и юность, а себя и весь свой творческий коллектив увидеть в роли педагогов.
За создание образа современника на сцене Чувашского республиканского театра юного зрителя, за осуществлением постановки спектаклей "Итальянская трагедия" А. Штейна, "Сибирская дивизия" Н. Терентьева и "Шупашкарăм, çĕнĕ Шупашкар" ("Чебоксары, новые Чебоксары") главный
режиссер Алексей Григорьевич Васильев был удостоен звания лауреата премии комсомола Чувашии имени М. Сеспеля.
Людмила Вдовцева
3 августа 80 лет назад родился Васильев Алексей Григорьевич (03.08.1934-17.06.2010).
Театральный актер, режиссер, заслуженный деятель искусств Чувашской АССР (1976), заслуженный деятель искусств РСФСР (1979), лауреат премии комсомола Чувашии им. М. Сеспеля.
Хочу вспомнить один из его спектаклей «Сибирская дивизия» по пьесе чувашского драматурга Николая Терентьева.
…Горит вечный огонь.
И как реквием павшим, как завещание живым и строгий наказ беречь землю от войн и разрушений звучит торжественная и величавая музыка.
К вечному огню идут люди.
Среди них - чувашская женщина, потерявшая на войне сына, молодая девушка-невеста солдата, не вернувшегося с войны, офицер-участник войны, доживший до победы.
Минутой молчания чтят они память о солдатах отчизны, о дорогих и близких им людях.
Это происходит в наши дни (семидесятые годы).
А затем действие переносится в военное время.
Две женщины получили весточку о том, что через станцию Канаш должна проследовать на фронт Сибирская дивизия, в которой было много парней из Чувашии.
Среди них и Михаил - так звали сына чувашской матери и жениха чувашской невесты. Обе они не знают друг друга и не знают, что встречают одного и того же человека.
А потом это случайно выясняется.
Из их разговора мы узнаем много интересного о Михаиле.
Так и остаются эти женщины в нашей памяти, как две большие птицы, мечущиеся в грохоте уходящих на фронт эшелонов, в грохоте военных лет.
На суперзанавесе мелькают солдатские лица, взятые из документальной военной кинохроники. Многие из них не доживут до победы. Но у каждого на земле осталась мать, жена или невеста - женская верность, женская память, женская любовь.
И пока они есть на земле, нить жизни не оборвана, она протянется в будущее.
Спектакль «Сибирская дивизия» по пьесе чувашского драматурга Николая Терентьева Чувашский республиканский театр юного зрителя посвятил молодым солдатам, ушедшим на фронт и не вернувшимся.
Он стал этапной работой театра.
Работа над спектаклем была для режиссера А.Г. Васильева настолько дорогой и трепетной, настолько он боялся чьего-либо непонимания, что даже решился взять на себя и художественное оформление.
В этой работе он добивался и от себя и от исполнителей предельной искренности и чистоты.
В настрой спектакля удачно вплелись кинокадры поездов, убегающих на запад, на бой с врагом.
Есть в этом спектакле грусть, и скорбь о тех, кто не пришел с фронта.
И еще любовь - да, наша любовь к ним, которая никогда не погаснет.
Спектакль этот по сей день идет на сцене театра (1979 год- прим. автора).
И вновь в роли главной героини Ольги выходит на сцену молодая актриса Лидия Красова.
В театре это была ее первая большая роль.
Алексей Григорьевич доверил ей роль такую неоднозначную, полную предчувствия в трагической развязке - роль девочки-солдатки, так и не дождавшейся своего любимого с войны.
Лида Красова играет ее сдержанно и благородно, но на полном накале юношеского стремления к счастью, любви, через грубо оборванную мечту показывая раны войны, трагедию и высокую нравственность поколения сороковых годов.
Восемь лет – срок немалый. Бывает, что другие спектакли не выдерживают проверки временем, но «Сибирская дивизия» постоянно шла при полном зрительном зале и за рассказом следили взволнованные глаза молодежи, которые знали войну только по книгам да кинофильмам.
Дорог был спектакль и людям старшего поколения, потому что для них он- возвращение в прошлое.
За создание образа современника на сцене Чувашского республиканского театра юного зрителя, за осуществлением постановки спектаклей «Итальянская трагедия» А. Штейна, «Сибирская дивизия» Н. Терентьева и «Шупашкарăм, çĕнĕ Шупашкар» («Чебоксары, новые Чебоксары») главный режиссер Алексей Григорьевич Васильев был удостоен звания лауреата премии комсомола Чувашии имени М. Сеспеля.
Людмила Вдовцева
Родился А. Васильев в д. Кокшаново (Каншел) Батыревского района Чувашской Республики.
Окончил отделение режиссуры ЛГИТМиК (педагог – Л.С. Вивьен, 1966).
В 1958–1961 годах – актёр Чувашского театра юного зрителя.
В 1966–1967 годах - постановщик Чувашского музыкально-драматического театра.
В 1967–1968 годах – режиссёр Чувашского русского драматического театра.
В 1969–1995 годах – главный режиссёр, в 1995–1996 годах – художественный руководитель Чувашского ТЮЗа, где поставил более 90 спектаклей по пьесам чувашских драматургов, а также русских и зарубежных классиков, современных авторов.
Театр для детей и юношества в основе своей деятельности имеет два главных критерия: художественность и педагогичность.
Алексей Григорьевич понимал, незыблемость и неразделенность этих двух принципов вытекают из самой природы ТЮЗа. Оба должны сливаться в едином процессе воспитания театром, сила которого в специфике самого искусства, способного в высокой степени впечатлять, заражать, убеждать наглядностью примера.
«А для этого театр должен быть театром большого артистического мастерства, театром сценической правды, театром безупречного художественного качества и вкуса»,- пишет Л. Швет в книге «Советский театр для детей».
Такая строгая оценка своего места в искусстве заставила режиссера многое пересмотреть и, в первую очередь, в репертуаре.
Несколько мелкотемных пьес в репертуаре все же осталось. Но их шумный успех уже не радовал режиссера. Все чаще он спрашивал себя, почему эти незатейливые пьески так волнуют зрителя? Значит, он как педагог что-то недосмотрел в эстетическом воспитании своего зрителя, в его духовном росте.
Он смотрел в зрительный зал и хотел видеть в нем подростков.
Но они к нему не шли. Значит, не видели в нем интересного собеседника. Значит, он все-таки отгородился от них, его стремление к поиску идеала, кумира, которому нужно подражать, с которого можно брать пример.
Алексей Григорьевич приступает к работе над инсценировкой А. Штейна известного романа Э. Войнич «Овод». Спектакль назывался «Итальянская трагедия».
Коллектив театра с большим волнением приступил к работе над спектаклем. Ведь всех нас еще с детства околдовывал образ этого несгибаемого человека, образ революционера, зовущего к борьбе.
Писательница показала нам Овода живым человеком, слабым и сильным, с богатым внутренним миром, но со множеством недостатков. Однако при всем этом она оттенила главное в нем- это цельность натуры, мужество, несгибаемую волю к победе, непоколебимую верность своим убеждениям, его острый ум преданность друзьям, любовь к народу.
Овод страстно любит жизнь, дорожит ею, ценит ее, но несмотря на это, идет на смерть.
Спектакль получился гражданственным и ярким.
Роль Овода исполнил актер П. Иванов, которому удалось в целом создать образ пламенного борца за свободу народа. Пожалуй, впервые театр работал над такой сложной, глубокой пьесой. Работал, сознавая большую ответственность перед своим молодежным зрителем за то, чтобы сценический образ любимого героя не уступал литературному.
Достоинством «Итальянской трагедии» было то, что спектакль создавал эмоциональную атмосферу, проникнутую высоким пафосом революционной борьбы, пафосом народного героизма. Однако в спектакле были и недостатки. И все же, как отмечали московские рецензенты, на том, что здесь не получилось, артисты научились большему, нежели сыграв роль в каком-либо другом спектакле на основе слабого драматургического материала.
От спектакля к спектаклю стало ярче вырисовываться творческое лицо Васильева как художественного руководителя ТЮЗа.
Чтобы завоевать своего зрителя, приходит решение немедленно внести в репертуар пьесу В. Розова «В добрый час».
Ставить эту пьесу он пригласил молодого режиссера Республиканского русского драматического театра (г. Чебоксары- прим. автора) В. Меньших.
В этом режиссере ему нравилось точное ощущение своего времени, высокая культура и одаренность.
В спектакле «В добрый час» темой разговора стала тема о честности, о поисках своего места в жизни. Но, учитывая изменение в общественной жизни, кульминационной сделана не сцена переполоха в доме по поводу провала в институт, а сцена объяснения сверстников с Вадимом.
Здесь сталкиваются две противоположные силы- честное понятие о своем жизненном долге и жалкое, потребительское ( :) - прим. автора).
Спектакль заставлял зрителей думать, размышлять, и в этом было его точное попадание в цель.
В сценографии спектакля (заслуженный художник ЧАССР В. Мазанов) чувствовалось тонкое проникновение оформителя в суть спектакля, умение точно и лаконично подчеркнуть замысел режиссера, через частные детали создать обобщенный образ.
Поэтому конкретная обстановка одной московской квартиры на фоне залитого солнцем земного шара с островками улиц кажется частицей бесконечной жизни, которой живет наша земля.
На боковых стенах сцены множество фотографий, на них люди разных профессий- рабочие, колхозники, балерина, учитель и т.д.
Художник и режиссер с самого начала как бы хотели подчеркнуть , как велика и безгранична жизнь сколько возможностей предоставляет она человеку, ему лишь нужно постараться использовать эти возможности, а для этого нужно найти свое место в жизни.
В Алексее Григорьевиче симпатии определены одним понятием- осознанной необходимостью. Он любит то, что не может не любить. Но мир симпатий и увлечений человека так широк и разнообразен, что в нем преспокойно уживаются противоречия.
На одном полюсе его художнических увлечений острое желание этапного спектакля, а на другом- комедия яркая, жизнерадостная, буйная.
И доказательство этому «Шупашкарăм, çĕнĕ Шупашкар» по пьесе Г. Краснова. Спектакль смотрят с удовольствием и взрослые, и молодежь. Он, насыщенный яркими национальными красками, с веселыми песнями и плясками, надолго остается в памяти.
Очень приятно быть на этом спектакле не только потому, что он искрится весельем и юмором, но и потому, что речь в нем идет о жизни молодежи, строящей самый молодой город нашей республики- Новочебоксарск.
Новочебоксарск- это поистине город, рожденный энтузиазмом молодости. Такой штрих- в этом городе нет ни одного деревянного здания. Его украшают высотные дома, широкие проспекты. И средний возраст жителей не превышает тридцати лет. Пьесой «Шупашкарăм, çĕнĕ Шупашкар» дебютировал чувашский драматург Г. Краснов.
Коротко о том, что происходит на сцене.
В общежитие девушек должна приехать венгерская делегация Хевешской области. Комендант Пахом Пахомыч срочно решает подготовить концерт художественной самодеятельности. А потому он еще более усиливает свои жесткие требования- никого из посторонних в общежитие не пускать. Правда, на сей раз он готов пойти на компромисс в том случае, если посторонние согласятся принять участие в подготовке концерта.
«Шупашкарăм, çĕнĕ Шупашкар»- это попытка создать коллективный портрет молодого человека труда. Черты его здесь намечены обобщенно. Но в этой обобщенности намечается ядро- молодая поросль красива не только умением строить города, промышленные объекты. Она сама может активно участвовать в создании нового образа жизни, сама активно борется за нового человека и перевоспитывает тех, кто своим сознанием еще не дорос до необходимого уровня.
За создание образа современника на сцене Чувашского республиканского театра юного зрителя, за осуществление постановки спектаклей «Итальянская трагедия» А. Штейна, «Сибирская дивизия» Н. Терентьева и «Шупашкарăм, çĕнĕ Шупашкар» («Чебоксары, новые Чебоксары») главный режиссер Алексей Григорьевич Васильев был удостоен звания лауреата премии комсомола Чувашии имени М. Сеспеля.
Людмила Вдовцева
обсуждение >>