Красивая, статная певица, солистка трех академических оперных театров: Бурятского, Новосибирского, Мариинского (а это дорогого стоит!), обладает уникальным голосом: лирико-драматическим сопрано. Мягко, но властно она завоевывает своего слушателя безукоризненным певческим мастерством, «полетным» звуком необычайного по красоте голоса с удивительными обертонами, покоряет естественностью и особой организацией души.
Улан-удэнские любители оперной музыки хорошо помнят яркий дебют Валентины Цыдыповой на сцене Бурятского театра оперы и балета в партии Татьяны из оперы Чайковского «Евгений Онегин», удачными были и партии Дездемоны в «Отелло» Верди, Иоланты в одноименной опере Чайковского. Обогатили ее репертуар и партии Ярославны в «Князе Игоре» Бородина, Тоски в одноименной опере Пуччини. В новосибирский оперный Цыдыпову пригласили в 1989 году. Тогда же талантливую певицу хотели видеть в своей труппе и казанский, и свердловский оперные театры, но выбор был сделан в пользу Новосибирска: родная Новосибирская консерватория, ее педагог по вокалу, профессор Римма Иосифовна Жукова, рядом.
В 1992 году счастливая судьба привела Валентину Цыдыпову в прославленный Мариинский театр оперы и балета. «Такого счастья я даже не могла предвидеть и даже увидеть во сне…», - говорила певица. Больше десяти лет Валентина Цыдыпова - солистка и исполнительница всех первых партий сопранового репертуара одного из лучших оперных театров мира. За эти годы певица в составе прославленной труппы представляла искусство России во многих странах мира, а на контрактной основе пела на самых престижных сценах Италии, Франции, Испании, Германии, Австрии, Англии, США, Японии, Кореи, Израиля, Голландии…
Консерваторию певица закончила успешно, и ей была рекомендована стажировка в Италии, в знаменитом «Ла Скала». Но Цыдыпова не поспешила сразу ответить согласием: была уверенность, что это еще впереди. В Улан-Удэ пела пять лет. Позже, уже будучи солисткой Мариинского, Валентина спрашивала Валерия Гергиева и Ларису Гергиеву (сестра знаменитого дирижера, замечательный концертмейстер), откуда узнали про нее? А в музыкальном мире (он, в общем-то, в пределах одной страны не очень большой) все знают о каких-то успехах друг друга. Оказалось, заприметили на гастролях. Когда возникла необходимость в сопрано для гастролей в Италию, Валентина, не спев ни одного спектакля в Мариинском, поехала с ними в Италию. Там с одной репетиции с Гергиевым сразу спела спектакль.
«Мой первый контракт, - вспоминает Цыдыпова, - был на спектакль «Чио-Чио-Сан» в Париже. Это был ультрасовременный спектакль, решен совершенно не в традиционной манере, его постановщиком был очень оригинальный мастер Роберт Ульсен. А потом уже были постановки «Турандот» в Италии, в Америке. В артистической жизни бывают разные случаи: в Санкт-Петербурге шла на стационаре постановка «Турандот» со мной в главной партии, а театр в это же время открывал гастроли в Париже «Князем Игорем». Вот и пришлось летать из Санкт-Петербурга в Париж и обратно, чтобы петь в этих спектаклях. Так же пришлось летать в Токио на открытие гастролей: там мы давали «Чио-Чио-Сан», а после спектакля - обратно в Питер на «Пиковую даму». Вот такие перелеты через континенты с перерывом в несколько дней. Тяжело, конечно, но зато находишься в постоянном тонусе. Пока здоровье не подкачивало, тьфу-тьфу! (Смеется.) И все эти 16 лет, как выехала из Улан-Удэ, они у меня прошли в бесконечных поездках, выступлениях».
В творческом багаже певицы тридцать оперных партий, множество концертных программ. В Японии записан лазерный диск «Антология русского романса», вышли диски с записями В. Цыдыповой в Америке. После первого исполнения партии Турандот за рубежом парижский еженедельник писал о совершенно необычной трактовке образа, который создала В. Цыдыпова, а вокальное мастерство певицы сравнивали с Монсеррат Кабалье. В лондонской рецензии отмечалось, что ее голос принадлежит сегодня к одним из лучших голосов в мировом оперном искусстве.
За исполнение партии Тоски певица была выдвинута на соискание премии «Золотой софит» (Санкт-Петербург), ее соперником на эту премию был и Валерий Гергиев, генеральный директор и художественный руководитель Мариинского театра. Также ее выдвигали на премию «Бриллиантовая лира» (Москва), там у бурятской певицы была поистине звездная компания: Майя Плисецкая, Ирина Архипова. На певческом фестивале, который представляет сама Ирина Константиновна Архипова, в Большом зале Московской консерватории В. Цыдыповой был вручен приз выдающейся певицы современности - «Бронзовая Жар-птица». Валентина Цыдыпова признательна судьбе: «Она меня сводила с музыкантами мирового масштаба, знаменитыми дирижерами. Это и мой шеф Валерий Гергиев, Геннадий Рождественский, Александр Лазарев, Мунг Чунг и другие. А среди певцов моими партнерами были первая Карменсита - чернокожая Грейс Бамбри, Владимир Полозов, Дмитрий Хворостовский. С Плачидо Доминго мы встречались в Париже, с Николо Мартинуччи я пела в Италии, с Владимиром Атлантовым у нас была постановка оперы «Руслан и Людмила» в Америке. Елена Образцова, Ирина Архипова - эти встречи, общение, совместное участие в спектаклях, репетиции приносят мне не только огромную радость как певице, но и это высочайшая школа профессионализма, неистовая работа души. Хочется еще много работать, доставлять людям радость».
Эржена ГОМБОЕВА
"Прайм-ТВ"
обсуждение >>