Супруга известного режиссера пензенского театра драмы коротает свой век в Доме ветеранов
- Когда отмечала свое 70-летие, я всем говорила, что это просто 70 прожитых весен. Сейчас вот 80 стукнуло, и я чувствую, что это уже очень большой срок! И, наверное, это мое последнее сказание, больше я интервью давать не буду, - грустно вздыхает заслуженная артистка России Тамара Евдокимовна Марсова, вдова известного режиссера Семена Рейнгольда.
Сегодня Тамара Евдокимовна живет в комнатке площадью 4 на 5 метров. Кровать, шкаф, стол - вот и вся обстановка. На столе стоит огромный портрет молодой Марсовой, иконы и матрешки, на шкафу - кукла, подаренная поклонниками 50 лет назад.
- Живу я здесь хорошо, всем довольна, и главное, спокойно мне, - тихо говорит Тамара Марсова.
Первая встреча
Будущая артистка родилась в Новосибирске в семье преподавателя русского языка и литературы.
- Мой отец был директором школы, он и привил мне любовь к театру, - вспоминает Тамара Евдокимовна. - А лицедействовать я начала с 4 лет. Бесконечно стихи читала, стоя на табуретке, так как росточком была маленькая, потом участвовала в школьных спектаклях.
В 1937 году в семью Тамары Марсовой пришло страшное горе - по доносу репрессировали отца. Мать осталась с двумя детишками на руках. С этого момента все знакомые от них отвернулись. Марсовы уехали в Кемерово, там Тамара записалась в театральный кружок Дома пионеров, а в 1943 году ее взяли в Кемеровский драматический театр имени Луначарского. С этого времени началась серьезная актерская карьера. Марсова была занята во многих спектаклях. Налаживалась и личная жизнь. В театре Тамара влюбилась в актера, с которым играла в «Ромео и Джульетте». Вышла замуж, родила сына. Потом переехала работать в Новокузнецк (Сибирь). В то же время туда приехал защищать диплом Семен Рейнгольд. В его спектакле Марсовой дали главную роль.
- Рейнгольд мне сразу понравился, - вспоминает Тамара Евдокимовна. - Я боготворила его, это был гениальный человек, словно с другой планеты.
Весь в работе
После сдачи спектакля Рейнгольд уехал обратно в Ленинград. Там его ждала должность ассистента режиссера в театре Комиссаржевской. Но грянул 1953 год, Рейнгольда уволили из театра - не та национальность. По распределению ему выпал пензенский театр, но он не захотел ехать в наш город. Предпочел вернуться обратно в Новокузнецк. К тому времени Тамара Марсова разошлась с первым мужем. Он начал пить. У актрисы завязались теплые отношения с Рейнгольдом, и вскоре она вышла за него замуж. Вместе они уехали в Брест.
- Наступило время, когда Рейнгольд стал искать «свой театр», своих единомышленников. В 1956 году мы все-таки приехали в Пензу, где муж поставил пять спектаклей, среди которых «Тристан и Изольда», «Когда цветет акация», «Первая весна», - рассказывает Тамара Евдокимовна. - Потом работали во Владимире, Иванове, Ставрополе. Все «годы скитаний» Тамара Евдокимовна была рядом с великим режиссером. - Если у меня что-то не получалось, он всегда помогал мне. Подходил на репетиции и говорил: «Что ты плачешь? В этой сцене надо сыграть так», и показывал. Что и говорить, актерский талант у него был изумительный, - говорит актриса. - Рейнгольд всегда был в работе, но жить с ним было сложно. Он иногда про мои дни рождения забывал. Конечно, его характер сильно влиял на нашу семейную жизнь.
Инфаркт
В 1971 году Рейнгольда снова пригласили в Пензу. На этот раз он согласился приехать и остался здесь на десять лет. Работал главным режиссером в драматическом театре, а Тамара Евдокимовна играла на одной сцене с Михаилом Капланом, Людмилой Лозицкой, Марией Тамбулатовой.
- Я была характерная актриса, могла сыграть и простую русской бабу, и великосветскую герцогиню, - говорит Марсова. - Но была одна проблема - мне всегда не хватало роста. В театр принимали с хорошими внешними данными, и существовала такая мудрость среди артистов: «Я не доиграю, так довыгляжу!». Так вот от многих ролей отказывалась, так как мне казалось, что я не довыгляжу. Был даже такой случай. Ставили спектакль «Деньги для Марии», и я очень хотела сыграть в нем главную роль. Но Рейнгольд мне не разрешил. Он отдал роль Марии Тамбулатовой. Видимо, решил, что я не «довыгляжу». Также не сыграла я в таких спектаклях, как «Дорогая Памела», «Гарольд и Мод», «Странная миссис Севидж».
В 1981 году Рейнгольд умер от инфаркта. Трагедия подкосила здоровье Тамары Марсовой. Еле-еле справившись с горем, актриса сыграла в нескольких пьесах, а в 1993 году ушла из театра.
- Тяжело было... Кое-как взяла себя в руки, - говорит она. - Накопилась душевная боль, с которой я уже не могла справиться. Мне надо было отдохнуть. Да и семейные обстоятельства так сложились...
Ко всем прочим бедам у Марсовой начались проблемы с сыном, он начал пить. Общаться с ним актрисе становилось тяжелее с каждым днем. Чтобы не усугублять ситуацию, Марсова решила жить отдельно. В 2002 году она пришла в Дом ветеранов. Свою квартиру оставила сыну. И вот уже пять лет она живет в числе 300 стариков, которых судьба привела в это учреждение.
Анна ДМИТРИЧЕВА
обсуждение >>