28 марта (9 апреля) 1893, Петербург − 23 декабря 1978, Москва.
Отец - заслуженный артист Республики Владимир Кригер (1872-1932).
Мать - Надежда Ниловна Кригер-Богдановская, актриса драмы и писательница.
Театральный деятель, балерина, балетный критик.
Заслуженная артистка Республики (1927).
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1951).
Обучалась в Московском театральном училище у педагога В. Д. Тихомирова. В 1910—1920, 1925—1931, 1934—1948 гг. — балерина Большого театра. Танец Викторины Кригер отличали наряду с виртуозной техникой, особый темперамент, стремление к острому сценическому рисунку.
Много выступала в концертах и гастролировала, в 1920-1923 гг. за рубежом (в Румынии, Болгарии, Чехословакии, Италии, Германии, Канаде, США). В сентябре 1921 году получила приглашение от Анны Павловой, совершавшей турне по Америке, вступить в состав ее труппы в качестве заместительницы. Американская пресса отзывалась о Кригер как об «одной из величайших мировых танцовщиц, первой после Павловой».
В 1922 году в Таллине на сцене Театра «Эстония» поставила первый балет национальной эстонской труппы - «Коппелия».
В 1929 В. Кригер организовала труппу «Московский художественный балет», она была её художественным руководителем и главной исполнительницей. В литературе эта группа обычно называется «Московский художественный балет В. Кригер». Название труппа производила от МХАТ, так как основную творческую задачу участники труппы видели в применении к балету принципов системы Станиславского. Первоначальное ядро балетной труппы составлял небольшой коллектив танцовщиков, выделялись М. С. Сорокина, В. П. Бурмейстер, Н. С. Холфин, А. А. Урусова, А. А. Клейн, И. В. Курилов и Н. Д. Карташёв. Её труппа с 1933 г. временно, а с 1939 постоянно вошла в состав Музыкального театра им. Вл. И. Немировича-Данченко. В 1941 г. этот театр, соединенный с Оперным театром им. К. С. Станиславского, стал называться Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко). После включения труппы в театр В. Кригер была художественным руководителем балета театра, в 1932-38 гг. ведущим балетмейстером театра был Н. С. Холфин.
В 1955-1963 гг. заведовала музеем Большого театра. Член ВКП(б) с 1939 года.
Похоронена на Новодевичьем кладбище вместе с отцом и матерью (актриса Кригер-Богдановская Надежда Ниловна, 1876-1947).
Основные партии в Большом театре:
Китри в балете Минкуса «Дон-Кихот»;
Сванильда в балете Л. Делиба «Коппелия»;
Одетта-Одиллия в балете П. И. Чайковского «Лебединое озеро»;
Царь-девица в балете Ц. Пуни «Конёк-Горбунок»
Тао Хоа в балете Р. М. Глиэра «Красный мак», балетмейстеры: Л. А. Лащилин и В. Д. Тихомиров;
Фея Карабос в балете П. И. Чайковского «Спящая красавица»;
1945 — первая исполнительница партии Мачехи в балете С. С. Прокофьева «Золушка», балетмейстер Р. В. Захаров, Сталинская премия 1946 г.
Московский художественный балет:
1932 — Жанна в балете В. А. Фемилиди «Карманьола», балетмейстеры Н. А. Болотов и П. П. Вирский;
1933 — Лиза-крестьянка в балете «Соперницы» (осовремененная версия «Тщетной предосторожности»), балетмейстер Н. С. Холфин;
20.4.1936 — Зарема в балете Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан», балетмейстер Р. В. Захаров.
Лауреат Сталинской премии первой степени (1946).
последнее обновление информации: 15.08.24
обсуждение >>