Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Рецензии на спектакли >>

Максимилиан Волошин сетовал в 1910 году на то, что «в России имя Поля Клоделя было упомянуто лишь несколько раз, хотя оно принадлежит к величайшим именам современной поэзии…» Следует заметить, что не только поэзии, но и драматургии. Ситуация, кстати, ненамного изменилась и спустя сто лет после изречения классика «серебряного века». Поля Клоделя практически нет в театре, его стихи и пьесы трудно найти не то что во Всемирной Паутине, но и на прилавках книжных магазинов… Словно и не было такого автора. И лишь наши современники-режиссеры выуживают его имя из глубин мировой литературы для постановок.
На сцене русского театра таких постановок было всего несколько. Речь идет о «Полуденном разделе» (или «Разделе под южным солнцем» - как вам удобно), написанном рукой одного из самых талантливых драматургов прошлого века. Эту пьесу в 1988 году первым поставил всем известный мастер экстравагантности и абсурда Владимир Мирзоев («Амфитрион», «Хлестаков», «Сирано де Бержерак»). Маэстро в те годы оттачивал свою манеру, и уже тогда были видны все его приемы и неподражаемый стиль. Но это было давно. Что же сейчас?
А сейчас вслед за питерским режиссером Ириной Долининой, поставившей пьесу под названием «Запретный плод» несколько лет назад, за эту сложную с психологической точки зрения работу взялся Владимир Агеев, известный своими спектаклями «Пленные духи» и «Пойдем, нас ждет машина» на сцене Центра Высоцкого. Уникальность этого проекта заключается в том, что он осуществлялся при помощи французского Национального театра «PheniX» и репетиции проходили и в России, и во Франции. Получился очень напряженный спектакль. Все напряжение этой пьесы объясняется тем, что автор писал ее по своим воспоминаниям. Клодель хотел стать священником, но вынужден был уехать дипломатом в Китай. Пока же корабль следовал к его новому месту службы и жизни, он безнадежно влюбился в женщину. Эта история сильно повлияла на судьбу драматурга, и он долго не хотел давать разрешение на ее постановку великому Жану-Луи Барро. В конце концов он убедил-таки выпустить пьесу на сцену, и началась эра Клоделя в мировом театре. Но не у нас…
Все актеры в новой – агеевской – интерпретации пьесы играют великолепно. Татьяна Степанченко, новый человек в Центре Драматургии и Режиссуры, исполняет роль главной героини Изе на взводе, непрекращающейся экспрессии, которая сменяется полной апатией. Хорошо знакомые столичному зрителю Алексей Багдасаров («Сексуальные неврозы наших родителей») и Андрей Заводюк («Переход») очень органичны, но, безусловно, больше всех поражает (как и всегда) Артем Смола (прототип автора – Меза). Трансформацию его героя чувствуешь кожей, а не глазами и ушами. Он мечется в клетке самого себя, пытаясь найти выход в сложившейся ситуации: чувство долга, религиозные взгляды или любовь? Что победит? И даже конец пьесы не ставит точку в его исканиях.
Особую роль в постановке сыграли свет и декорации. Сложилось впечатление, что перед нами не Клодель, а Чехов, благодаря костюмам героев (что-то из «Дамы с собачкой», да и тема корабельная). Зритель наблюдает за действием как бы с кормы корабля, которую заменяет пластика актеров (енгибаровская, пантомимная). А финал оригинален во всех отношениях: при помощи света и двух элементов декорации зритель возносится к небу. А там солнце, огромное южное солнце, испепеляющее все желания и помыслы людские. И маленькие человечки с огромными мыслями подминаются под его жаром, становясь всего лишь марионетками в театре жизни…
Несмотря на оригинальность постановки, смотреть этот спектакль очень тяжело. Местами ждешь не дождешься конца (три часа для сцены, в принципе, норма), местами слишком мрачно. Хочется надеяться, что зритель у спектакля будет свой, и он не будет смотреть на часы. И если кому-то неинтересно узнать о глубине чувств человеческих, то лучше не тратить время на «Полуденный раздел», а сходить на легкую антрепризу. Здесь же нет места для слабых духом и головой. Здесь сама Вечность будет нашептывать вам на ухо…

обсуждение >>

№ 3
Макс (Москва)   5.10.2006 - 22:32
Н-да, вот такая вот неувязочка... Я - поклонник всего, а "Вернуть Веру" - отдельная тема, социальная. По-моему ее закрыли или нет? читать далее>>
№ 2
Rondo (Moscow)   5.10.2006 - 22:26
Гм.. интересная, однако, рецензия. Макс, Вы приверженец авангардизма? Судя по Вашим отзывам о картине "Вернуть Веру", как-то не верится, что эту рецензию писали именно Вы:)) читать далее>>
№ 1
Ирина Т. (Москва)   5.10.2006 - 21:46
Макс, отлично!!! Поставила себе в список на обязательный просмотр. Спасибо:) читать далее>>
театры

Афиша кино >>

приключения, семейное кино, фэнтези
США, 2025
драма, спортивный фильм
США, 2023
мистика, фильм ужасов
Южная Корея, 2024
триллер, фильм ужасов
Великобритания, 2025
Россия, 2025
комедия, мистика
Россия, 2025
военный фильм, драма
Россия, 2025
военный фильм, исторический фильм
Россия, 2025
драма, спортивный фильм
Россия, 2025
боевик, военный фильм, исторический фильм
Россия, 2025
мелодрама
Россия, 2025
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру в Telegram