Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Фестивальная колонка >>

Берлинале-2018: «Профиль» Тимура Бекмамбетова

В рамках программы «Панорама», ежегодно собирающей на Берлинале новые авторские проекты на актуальные темы и по возможности с новаторским кинематографическим стилем, показали фильм Тимура Бекмамбетова «Профиль» (Profile) – снятый в модном формате скрин-лайф рассказ о британской журналистке, которая чуть не вступила в запрещенную на территории РФ организацию ИГИЛ.

«Профиль» или «Профайл» (фильм в общем-то можно назвать и так, и так) стал уже третьим выпущенным Бекмамбетовым проектом в формате скрин-лайф, когда все действие разворачивается на экране компьютера. Первым экспериментом в этой области в 2015 году стал десктоп-хоррор «Убрать из друзей», который снимал режиссер Лео Габриадзе. Жанровые законы были в нем соблюдены, а визуальный ряд, построенный на всплывающих окнах YouTube, Skype или различных мессенджеров, значительно этот жанр освежал. Эксперимент удался. Спустя год Бекмамбетов – вновь в качестве продюсера – выпустил так и не дошедший до широкого российского проката, но от души обруганный в сети фильм «Взломать блогеров», из которого стало понятно, что даже в новом, ультрасовременном формате должны все-таки работать профессиональные кинематографисты, а не просто звезды интернета. За режиссуру «Профайла» Бекмамбетов взялся сам. Как и «Убрать из друзей», это англоязычный, копродукция США, Великобритании, Кипра и России, за производство которого, впрочем, отвечала российская компания «Базелевс».

Берлинале-2018: «Профиль» Тимура Бекмамбетова

Для своего режиссерского десктоп-эксперимента Тимур Бекмамбетов выбрал вполне подходящую историю, основанную на книге журналистки Анны Эрель «Я была джихадисткой». С Эрель перед съемками постановщик и актеры общались по скайпу – практически в соответствии с выбранным форматом. «Профиль» рассказывает о том, как журналистка Эми Уиттакер (Валин Кейн) узнает про британскую девочку-подростка, выкладывающую на YouTube ролики о том, как она готовится к отправлению в стан сирийских боевиков. Эми создает фейковый Facebook-аккаунт на имя Мелоди Нельсон, ставит на аватар фото Белоснежки в хиджабе и идет лайкать всех подряд мужчин и женщин, связанных с девочкой-подростком, в надежде найти вербовщика в ИГИЛ. Поиск оказывается недолгим. Практически сразу же Эми начинает «стучаться в личку» воюющий в Сирии Билель (Шазад Латиф). После небольшой паники и разговора с редактором Эми вступает с новым знакомым в активную переписку (с гифками с котиками!), а затем в ход идут и видеозвонки по «скайпу». Так у Эми и Билеля возникает что-то похожее на онлайн-роман. Вроде как необходимый журналистке для дела, но не исключено, что и для души. Друзей у Эми немного, молодой человек – зануда, а Билель – симпатичный в общем-то парень, постоянно признающийся в любви (ну и отправляющий котиков), готовый ответить на звонок даже в чистом сирийском поле боя, рассказывающий трагическую историю про смерть матери, и – конечно, самое сбивающее с ног – выстрелами автомата Калашникова способный «нарисовать» сердечко. Сердечко самой Эми от такого дрогнуло – выбор встал между профессиональным долгом и личной привязанностью. Такая она -
журналистика.

Именно моральный выбор журналиста (рассказать правду, пусть и жестокую, или немного солгать или приукрасить) Бекмамбетов называет одной из центральных тем «Профиля». Однако на журналистику в цивилизованном ее понимании все, что происходит в картине, похоже меньше всего. Готовиться к «вербовке» Эми начинает сходу, уже когда заводит фейковый аккаунт. Благо, есть Google, где, как известно, найдется всё, – от способов надеть хиджаб (и как под него эффектнее сделать макияж) до того, насколько легальны свадьбы по «скайпу». Про личную безопасность журналистка вспоминает по большому счету только в начале истории (в виде не лучшим образом сыгранной актрисой Валин Кейн паники), но потом забывает и спокойно выходит на видеосвязь с «игиловцем» с хорошо просматриваемой панорамой дома напротив, а в завершении и вовсе звонит ему с личного телефона.



Такая доходящая до абсурда и нелепости «журналистская работа» существенно понижает градус драматизма, и кино периодически превращается в романтическую комедию про 10 способов завязать знакомство с симпатичным боевиком. А учитывая непрофессионализм героини, эта история, облаченная Бекмамбетовым в модный формат, должна была иметь довольно трагический финал. Но книжка, которая легла в основу фильма Тимура Бекмамбетова, как мы помним, все-таки увидела свет.

Афиша кино >>

военный фильм, драма, исторический фильм, экранизация
Великобритания, Польша, США, 2023
научная фантастика, приключения, семейное кино, фэнтези
Россия, 2025
триллер, экранизация
Канада, 2024
драма, комедия
Россия, 2024
комедия, мелодрама
Россия, 2025
фильм ужасов
Индонезия, 2024
Беларусь, 2024
детектив, триллер, фильм ужасов
Южная Корея, 2015
детский фильм, комедия, приключения, семейное кино, сказка
Россия, 2025
драмеди
Россия, 2025
комедия, криминальный фильм
Италия, 2024
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру в Telegram