Что было бы, если бы
Пит Корриган – один из персонажей
«Сумеречной зоны» - все-таки сумел предотвратить убийство
Авраама Линкольна в театре Форда. Что произошло бы с Америкой да и со всем миром, если бы один из самых известных президентов остался в живых? Мы, конечно же, этого не узнаем. Возможно, это стало реальностью в каком-нибудь из параллельных миров, но не у нас. Наша же история не знает не только сослагательного наклонения, но и жалости. К судьбам своих винтиков. К матерям и детям. К палачам и их жертвам.

Примерно такие мысли вызывает просмотр новой работы
Роберта Редфорда «Заговорщица». Это тщательно воспроизведенные события 1865 года, в которых на первый план выдвинуты не обвинители и заговорщики, а
Мэри Суррат и ее адвокат
Фредерик Эйкен. Ему пришлось взяться за это дело по просьбе
Реверди Джонсона, который, как известно из исторических документов, и являлся официальным представителем интересов
Суррат в суде. Солидность положения в обществе и политические интересы помешали
Джонсону лично защищать несчастную женщину, ставшую в одночасье «козлом отпущения», и он нашел себе помощника – ветерана Гражданской войны, воевавшего на стороне северян и не питавшего особой любви к южанам. Так началась эта трагическая история противоборства одного человека с государственной системой, желавшей поскорее расправиться с косвенными участниками заговора за неимением главного виновника трагедии –
Джона Уилкса Бута, ликвидированного в перестрелке.
Судебная драма – прекрасная возможность высказать свою позицию и использовать весь творческий потенциал. Что
Редфорд и не преминул сделать, превратив фильм в прямолинейное обвинение американской судебной системы, сложившейся изначально на костях невинных. Хотя стоит все же признать, что режиссеру хватило ума оставить открытым вопрос о том, виновна или невиновна
Мэри Суррат. Но излишняя идеализация ее образа (благочинная набожность, стоическая материнская любовь к сыну, смирение перед смертью) наводит на мысль, что
Редфорд не сомневается в ее невиновности, пусть и не говорит это вслух устами своих героев.
К слову, идеально выглядят все, кто хоть как-то сочувствует
Мэри Суррат. Особенно в этом преуспел сам адвокат – яркая и бьющаяся до последней капли крови натура. Что касается остальных – в частности, военного прокурора, то им разве что не хватает обличия чертей. Настолько они кровожадны и корыстны.
Но не будем забывать, что перед нами историческая картина с претензией на точность воспроизведения эпохи. А она действительно поражает воображение.
Роберт Редфорд вместе с оператором
Ньютоном Томасом Сигелом с любовью и особой тщательностью переносят нас в середину девятнадцатого века. И временами это чуть мрачноватое изображение даже похоже на картину, прославившую
Редфорда, как актера, -
«Буч Кэссиди и Санденс Кид».
Что же касается реальных персонажей, то судите сами, похожи ли на них актеры. Вот
Робин Райт Пенн в роли
Мэри Сурратт, идущая на эшафот в стиле своего
мужа. А вот и сам
Бут в исполнении
Тоби Кеббелла.
Норман Ридус играет
Льюиса Пейна, а
Джонни Симмонс –
Джона Суррата. Пожалуй, наиболее близки к своим прототипам
Ивэн Рейчел Вуд,
Том Уилкинсон и
Кевин Клайн, сыгравшие соответственно
Анну Сурратт,
Реверди Джонсона и
Эдвина Стэнтона. Трудно сказать, как выглядел сам
Фредерик Эйкен, потому как его прижизненных фотографий нет (по крайней мере, в Сети Интернет). Этот факт несомненно облегчил работу
Джеймсу Макэвою…
Кроме прямолинейности, идеализации и неполного соответствия реально жившим людям, фильм также следует упрекнуть в его нарочитой предсказуемости. Несмотря на правдивость и суровость реальности,
Редфорд все же излагает события по голливудским законам. Начало напоминает
гриффитовское «Рождение нации», а демонстрация судебных разбирательств не изменилась со времен
«Нюрнбергского процесса». И, конечно же, финальная – довольно мощная по накалу эмоций – сцена, претендующая на новизну, но на самом деле такая же предсказуемая, как и вся лента в целом. А всему виной рамки Истории, за которые нельзя вырываться. Иначе это была бы уже фантазия на тему
«если бы»…

В итоге, перед нами типичная историческая судебная драма на заезженную тему, которая не привносит в жанр и сюжет ничего нового со времен
Гриффита и
Форда, но заставляет сопереживать невольной соучастнице печально известного заговора и ее неопытному защитнику, заведомо знавшему о своем проигрыше при любом решении суда. Если бы не актеры и оператор, то мы уже минут через десять устали от преподавания прописных истин из уст ярого поборника Конституции и прав человека…
обсуждение >>