Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру
Михаил Чиаурели фотографии
Годы жизни
Категории
Режиссёр, Сценарист, Актёр
Фильмография
Фотоальбом
Обсуждение
Михаил Чиаурели: смотреть фильмы онлайн
Михаил Чиаурели:
смотреть фильмы онлайн
Имя
Пароль
 
 


Забыли пароль?

Хотите зарегистрироваться на форуме?

5
Александр Ахматов   04.12.2018 - 10:43:43
Из книги Б.Ф.Плужникова "Искусство комбинированных киносъемок". "Искусство". 1984.
/ "В картине есть кадры горящего Берлина, снятые как бы с пикирующего самолета. В картине есть кадры уличных танковых боев, когда дома обваливаются, танки взрываются, самолеты врезаются в подвесную дорогу и т.д. Ясно, что в натуре этого мы снять не могли.
Художница Л.Александровская построила грандиозный макет Берлина. Он занимал 1500 кв.м. На нем было построено 100 кварталов города, из них 10 кварталов были сделаны из макетов в 1/20 и 20 кварталов - 1/50 натуральной величины, а дальше шли кирпичи... и уж совсем в отдалении - пожарные шланги обозначали линии улиц. Для макета было изготовлено из дерева, картона и гипса более 500 зданий разных масштабов. Абсолютно точно были воспроизведены улицы Унтекр-ден-Линден, Александр-плац с воздушной дорогой, пересекающая Берлин река Шпрее со всеми мостами. Берлин был воспроизведен до того тщательно, что люди, бывавшие в Берлине, безошибочно узнавали улицы и даже указывали на дома, где жили...
Для съемок танковых боев на улицах Берлина были впервые применены изготовленные механическим цехом студии "Мосфильм" 30 самоходных металлических моделей советских и немецких танков в 1/10 и 1/5 натуральной величины. Эти танки приводились в действие при помощи авиамоторчиков, могли двигаться на любой скорости, делать любые развороты и автоматически стрелять. Это была идея кинооператора Б.Арецкого.
Комбинированные съемки бомбежки Берлина, горящего рейхстага, водружения знамени над рейхстагом, уличных боев в Берлине производились с полным эффектом - пиротехническими взрывами, пожарами, дымами.
Впервые в цветном кино была применена съемка панорамой с общих и средних актерских планов через деталь (стена здания) на макет в 1/5, затем в 1/10, 1/20 и в 1/100 натуральной величины.
Комбинированным способом были также сняты часть сцен затопления берлинского метро, воздушные бои, снежные поля Подмосковья и ряд других кадров. В целом в фильм вошло 66 комбинированных кадров из 70 отснятых. Эти кадры такого качества, что иногда даже специалисты с трудом отличают комбинированные куски (особенно в сценах уличных боев, отснятых на натуре). Вся эта работа производилась параллельно с работами основной группы и значительно сократила сроки производства картины...
Большим успехом художника Л.Александровской и кинооператора Б.Арецкого была съемка общих планов штурма рейхстага. Нужно сказать, что экспедиция в Германию была организована в основном для съемки общих планов штурма рейхстага, который почти невозможно воспроизвести при помощи декорации из-за ее грандиозности, сложности и дороговизны.
Считалось, что съемка с домакеткой в цветном кино исключена: разница в расстоянии и плотности воздуха дает разность цвета и света между объектом и домакеткой, подогнать их друг к другу почти невозможно. Тем более невозможно снимать домакетку с дымами, взрывами, стрельбой из пушек. К сожалению, в Германии вопрос осложнился: рейхстаг находился в английском секторе Берлина и английские власти не разрешили съемок ни на один день. Однако штурм рейхстага надо было снимать во что бы то ни стало!
И вот во дворе студии "УФА" в Бабельсберге художником В.Каплуновским за одиннадцать дней была построена лестница рейхстага в натуральную величину, поставлены три домакетки: лобовая - центральная точка, с правой стороны и с левой стороны от декорации.
Л.Александровская и Б.Арецкий очень волновались за результаты. Вначале они твердо оговорили, что съемки можно вести только от 13 до 14 часов и только в солнечную погоду; лишь при этих условиях они смогут отвечать за результаты. Но когда на площадке собралось 5 тысяч человек и для съемки общих планов рейхстага одного съемочного дня, конечно, не хватало, а солнце то пряталось в тучах, то на короткое время появлялось вновь, - все предварительные условия были забыты. М.Чиаурели требовал снимать. Л.Александровская, бледная от волнения, стояла возле макета и срочно его подкрашивала, пригоняя к декорации в соответствии с меняющимся освещением...
Результаты получились хорошие: вряд ли кто из зрителей может усомниться в том, что он видит на экране не подлинный рейхстаг!" /
сообщение было отредактировано в 10:46
4
neleh (москва)    09.01.2016 - 11:02:49
Почему не отметили на этой странице, что у него в браке с Анджапаридзе Верико Ивлиановной (1890-1987), великой трагедийной актрисой, выросла талантливая знаменитая дочь Софико, народная любимица. На странице Софико написали, что отец — Чиаурели Михаил Эдишерович (1896-1974), народный артист СССР, был уникально одарённым человеком. Сочетал в себе таланты актёра, художника, скульптора, играл на всех инструментах, был полиглотом. Все эти профессии вылились в одну — он стал незаурядным режиссёром.
Так какого года рождения Михаил Эдишерович, 1896 или 1894 года?
сообщение было отредактировано в 11:32
3
Мария Красивая (Санкт-Петербург)    06.09.2012 - 15:50:51
В 1916 г. окончил школу живописи и скульптуры. В 1921 г. участвовал в организации театра Революционной Сатиры при Грузинском отделении РОСТА. С 1922 по 1924 г. жил в Германии, где занимался в скульптурных мастерских, с 1924 по 1926 г. работал как скульптор в Тифлисе, с 1926 по 1928 г. был актером и режиссером «Красного театра» при Пролеткульте. Также в период с 1926 по 1941 г. Чиаурели был режиссером и художественным руководителем организованного им Грузинского театра музыкальной комедии. Начиная с 1928 г. Чиаурели работал режиссером в Госкинпроме Грузии (позднее переименован в Тбилисскую киностудию), с 1946 по 1955 г. на киностудии «Мосфильм», с 1955 по 1957 г. на Свердловской киностудии. Был преподавателем киноактерской школы при Тбилисской киностудии, с 1950 по 1960 г. преподавателем ВГИКа.

Начинал в кино, как актер, исполнив роль Арсена в картине «Арсен Джорджиашвили», за ней последовали роль Осман-аги в картине «Сурамская крепость», роль Гаруна в картине «Кошмары прошлого» и др. Дебютом в кинорежиссуре стал фильм «Первый корнет Стрешнев», сделанный совместно с Е. Дзиганом. Из ранних картин высокую и заслуженную оценку профессионалов получил фильм «Хабарда» («Посторонись», «Здесь падают камни») – сатирическая лента, герой которой, старый грузинский интеллигент, теша свое тщеславие, представляет самые заманчивые сцены, в том числе и собственные похороны, небывалые по размаху, где он не только будет центром событий и где о нем станут говорить самые возвышенные слова, но и он сам скажет о себе прочувствованную траурную речь. Снятый затем фильм «Последний маскарад», где Чиаурели выступил также в качестве сценариста, положил начало грузинскому звуковому кино.

Тем не менее, имя режиссера в первую очередь связано с периодом «большого стиля» в искусстве, пришедшегося на годы сталинизма. Собственно, его ленты и формировали такой стиль в кинематографе. Это посвященная грузинской истории картина «Георгий Саакадзе» (Государственная премия СССР за 1943, 1946 гг.), а также фильмы из советской истории «Великое зарево» (Государственная премия СССР за 1941 г.), «Клятва» (Государственная премия СССР за 1947 г., Золотая медаль на МКФ в Венеции, 1946 г.), «Падение Берлина» (Государственная премия СССР за 1950 г., Большая премия МКФ в Карловых Варах, 1950 г.) и «Незабываемый 1919-й» (Большая премия МКФ в Карловых Варах, 1952 г.). Претензии, предъявлявшиеся впоследствии Чиаурели в связи с этими картинами, вряд ли основательны. Режиссер не ставил перед собой задачи создавать историческое полотно, то есть скрупулезно следовать подлинным событиям либо намеренно их фальсифицировать. Созданная Чиаурели кинематографическая эстетика, сколь ни уязвима для критики, все же отличается своеобразной цельностью, а нарисованный им образ Сталина именно – образ и мало общего имеет с реальным государственным и партийным деятелем. Генералиссимус, прозорливый и вездесущий, внезапно спускающийся на самолете с небес – ни кто иной, как современный « deus ex machina », обязательная часть культурного мифа (пусть и рожденного не в эпоху классической древности, а в эпоху тоталитарную, но живущего по законам мифологии и потому исключающего нравственные оценки), а белый сталинский китель – центр многофигурной экранной композиции, точка смысловой ее перспективы.

Характерно, что поздние фильмы режиссера, сделанные тогда, когда подобная эстетика себя исчерпала, откровенно бесстильны. Не пользовались они и успехом у зрителей: в специальной объяснительной записке, где анализировались проблемы советской кинематографии 60-х годов, сказано, что картина Чиаурели «Генерал и маргаритки» не покрыла и 70 % расходов на ее производство, тиражирование и т.д. Словно подводя итог работы в игровом кино, режиссер дал своему последнему игровому фильму красноречивое название «Иные нынче времена», после чего едва ли не демонстративно обратился к мультипликации. Однако и в ряду вполне нейтральных мультфильмов «Певец зари», «Петух-хирург», «Блоха и Муравей», «Кувшин масла» выделяется лента не без иронии названная «Как мыши кота хоронили» (так назывался знаменитый некогда лубок, аллегорически рассказывающий о похоронах Петра I ). Учитывая все это, вряд ли можно говорить об абсолютном цинизме Чиаурели и его беспринципности, скорее речь должна идти о своеобразной и последовательно отстаиваемой позиции.
М.Э. Чиаурели умер 31 октября 1974 года в Тбилиси.
2
Мария Красивая (Санкт-Петербург)    05.09.2012 - 17:37:17
Всесторонне одаренная личность

Михаил Чиаурели был необыкновенно одаренным человеком. Он сочетал в себе таланты актёра, художника, скульптора, играл на всех инструментах, был полиглотом. Его путь в искусстве начался с тифлисской школы живописи и скульптуры, которую Михаил окончил в 1916 году. В 1921 Михаил Чиаурели участвовал в организации театра Революционной Сатиры при Грузинском отделении РОСТА. Затем два года жил в Германии, где учился в скульптурных мастерских.

В 1924 году Михаил Чиаурели вернулся в Грузию. До 1926 года он работал в Тифлисе как скульптор. Его авторству принадлежит первая скульптура Ленина в Грузии.

Актер

В кино Михаил Чиаурели начинал как актер, исполнив роль Арсена Джорджиашвили в одноименном историко-революционном фильме режиссера Ивана Перестиани о событиях 1905 года. Затем последовали роли в исторической драме все того же Ивана Перестиани «Сурамская крепость» (купец Осман), в фильме Владимира Барского «Кошмары прошлого» (Гаруни), комедии Александра Цуцунавы «Ханума» (Мито и Дато - племянники купца), драме Амо Бек-Назарова «Натэлла» (Джондо).

Ранние работы в кино

С 1926 года Михаил Эдишерович переключается на режиссерскую деятельность. До 1928 года он был актером и режиссером «Красного театра» при Пролеткульте. Параллельно с 1926 по 1941 год Чиаурели работал режиссером и художественным руководителем организованного им Грузинского театра музыкальной комедии. А с 1928 года был к тому же и режиссёром Госкинпрома Грузии (позже - «Грузия-фильм»).

Режиссерским дебютом Михаила Чиаурели на киноэкране стал историко-революционный фильм «Первый корнет Стрешнев» (1928), повествующий пробуждении классового сознания у старого служаки царской армии на Кавказском фронте в 1917 году. Среди ранних работ режиссер стоит выделить сатирическую ленту «Хабарда» (1931) и первый грузинский звуковой фильм «Последний маскарад» (1934).

Большой успех режиссеру принес исторический фильм «Георгий Саакадзе» - историческая эпопея по произведению А. Антоновской о талантливом полководце и видном государственном деятеле Грузии. Эта двухсерийная лента была дважды удостоена Сталинской премии I степени (отдельно за каждую серию).

Образ Сталина

С 1946 по 1955 год Михаил Чиаурели работал режиссёром на киностудии «Мосфильм». Этому периоду принадлежат его картины: «Клятва» (1946, Государственная премия СССР, 1947, Золотая медаль на МКФ в Венеции, 1946), «Падение Берлина» (1949, Государственная премия СССР, 1950, Большая премия Международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1950) и «Незабываемый 1919-й» (1951, Большая премия МКФ в Карловых Варах, 1952). Впоследствии картины Михаила Чиаурели подвергались критике, как возвеличивающие И.В.Сталина. Действительно, созданный им образ вождя и отца народов, имел мало общего с реальным Сталиным. Тем не менее, в те годы они имели определенный успех у зрителей.

Поздние работы в кино

А вот поздние фильмы режиссера успехом у зрителей наоборот не пользовались. Это относится и к политической ленте «Генерал и маргаритки» (1963) и к музыкальной комедии «Иные нынче времена» (1965).

Возможно, чувствуя необходимость что-то изменить, Михаил Эдишерович обратился к мультипликации. Его авторству принадлежат такие замечательные мультфильмы, как: «Певец зари» (1968), «Петух-хирург» (1971), «Блоха и Муравей» (1972), «Кувшин масла» (1973), «Как мыши кота хоронили» (1969 – аллегория на тему похорон Петра I).

Семья

Жена Михаила Эдишеровича - Верико Анджапаридзе – была известной грузинской актрисой. Она снималась, как в фильмах мужа («Падение Берлина», «Генерал и маргаритки» и др.), так и в картинах других режиссеров.

Еще более известна их дочь – знаменитая актриса Софико Чиаурели, блестящая исполнительница главных ролей в фильмах «Хевсурская баллада», «Ищите женщину», «Миллион в брачной корзине» и др.
1
Геннадий Фролов (Москва)    01.11.2009 - 08:04:22
С конца 60-х годов Чиаурели снимал мультфильмы: "Певец зари" (1968), "Как мыши кота хоронили" (1969), "Петух-хирург" (1970), "Блоха и муравей" (1971), "Кувшин масла" (1972), "Дом" (1974).

Михаил Чиаурели: новости >>

Все новости >>

Афиша кино >>

драма
Франция, 1962
детектив, научная фантастика, приключения, триллер
Франция, 2023
драма, исторический фильм, приключения
Россия, 2024
детектив, криминальный фильм, триллер
Австралия, США, 2024
боевик, триллер, шпионский фильм, экранизация
США, Бангладеш, 2023
боевик, триллер
США, 2024
комедия
США, 2023
драма
Мексика, США, Чили, 2023
триллер, фильм ужасов
США, 2024
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру в Telegram