Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Фестивальная колонка >>

Берлинале-2018: «День Победы» Сергея Лозницы

Победители в городе побежденных

Берлинский фестиваль традиционно показывает большое количество неигровых картин, а в прошлом году даже впервые учредил приз за лучший документальный фильм. В 2018-м за приз соревнуются 18 работ, среди них и фильм «День Победы» украинского режиссера Сергея Лозницы, по счастью, не прекращающего снимать док даже после трех успешных игровых проектов.

«День Победы» снят в течение одного дня в Берлинском Трептов-парке - советском мемориале, построенном в память о Второй Мировой войне. Ежегодно 9 мая с самого раннего утра и до позднего вечера парк становится местом паломничества множества людей, большая часть которых - наши бывшие соотечественники. Лозница, всегда завороженно воспринимавший массовость и пытающийся с помощью камеры запечатлеть некий коллективный разум, снимает все это народное гуляние - без единого пояснения. Многие его прежние работы - «Аустерлиц», «Чудо святого Антония», отчасти «Майдан» и более ранний «Пейзаж» сняты по тому же принципу замирания в толпе. Статичная позиция камеры превращает наблюдателя в неживой предмет, часть окружающего ландшафта, мимо которого люди идут группами и поодиночке, порой бросая беглые взгляды, порой перегораживая обзор, но чаще - вообще не замечают любопытный объектив, не осознают, что тысячи глаз станут их рассматривать как части общей мозаики. Разглядыванием этих людей - разных во всех отношениях - зрители и вынуждены занимать весь фильм, до тех пор, пока пока количественные наблюдения не перейдут в качественные идеи.

Берлинале-2018: «День Победы» Сергея Лозницы


Сперва появляется собачья упряжка, в которой два терьера со знаками ДНР волочат тележку с портретом Сталина и праздничными знаменами. Затем внимание надолго удерживают «Ночные волки» в черной коже: маршируют, позируют, толкают речи о том, что в Брестской крепости воевали все - и русские, и чеченцы, и новороссы. На одном из флагов - портрет Кадырова, один из «волков» в футболке с Путиным, тут же - огромная икона Богородицы и флаги 15-ти союзных республик, которые после общего снимка, бесстрастно комкают и утрамбовывают в один рюкзак. «Волки» кличут ветеранов, чтобы вручит им привезенную из Бреста священную землю, но ожидаемо не находят никого старше 70-ти. Вместо них слово внезапно берет женщина с портретами предков, рассказывает, как ее дед вынес из руин под Полтавой девочку, его уже нет в живых, а вот бабушка - она тоже воевала - дома сидит, ей 90 лет.

Реки красных гвоздик. Метры георгиевских лент. Звяканье медалей на груди людей, которые родились уже после войны, дети в гимнастерках, накрытые «поляны» с водкой-закуской на фоне надписей «Братская могила № 32», «Братская могила № 19», патриотические и военные песни - «Едут-едут по Берлину наши казаки», «Катюша», «Калинка-малинка», «Смуглянка», «Я рожден в Советском союзе, сделан я в СССР». Дело происходит, напомним, в центре Берлина. Слышны и обрывки разговоров за кадром - тоже фирменный прием Лозницы, который звук пишет отдельно от изображения, а на монтаже совмещает. «Я и русский, я и немец», «Все воевали, всем радоваться», «Деньги не главное, главное - нравственность, настоящая славянская нравственность, ты это, ***, понимаешь?»...

Берлинале-2018: «День Победы» Сергея Лозницы

Праздничную трепещащую толпу Лозница монтирует с застывшими барельефами Трептов-парка, запечатлевшими человеческие страдания, смерти и всю ужасающую боль минувшей войны. Эти слегка заплесневелые каменные изваяния, а еще коленопреклоненный солдат, на фоне которого происходит деньпобедный шабаш, - кажется, единственные, кто здесь скорбит. И хотя они выглядят живее и симпатичнее всех развеселых румяных лиц в праздничной толпе, фильм не ограничивается десакрализацией праздника. Отношение Лозницы к объекту наблюдения здесь гораздо сложнее - он подчеркивает в людской массе особенную хореографию и кинематографическую аттрактивность, и даже магнетическую силу, не зря же, помимо русских, сюда приезжают с красными гвоздиками и коренные немцы. Личное отношение к войне автор проявляет, ставя рефреном полную тихой горечи, небравую песню «Бери шинель, пошли домой» в исполнении Булата Окуджавы. Она целиком исполняется дважды - в начале и конце фильма. «С войной покончили мы счеты» - покончили ли?

Эмпиризм и многоплановость - сильная сторона всех документальных картин Лозницы, которые предназначены, конечно, для кинотеатрального показа. В Берлине с его огромными экранами особенно здорово разглядывать детали изображения этой незаурядной картины, раскрывающей сумбур человеческого социума и тяготение к культу войны даже более 70 лет после ее окончания.

Берлинале-2018: «День Победы» Сергея Лозницы

обсуждение >>

№ 8
olanatol   23.02.2018 - 23:09
... Да нет... просто сумбур человеческого социума, представленный во всей красе в виде "рецензии"... помнится, "лучший автор сайта" пропустил опечатку, меняющую смысл слова до абсурда...... читать далее>>
№ 7
АнаВарякинА   23.02.2018 - 17:21
Давно не видела и вот сегодня снова посмотрела несколько серий из "17 мгновений". Не только от док кадров ужасов войны, но и от ряда художественных отрывков "мурашки", н- р, сцены в... читать далее>>
№ 6
Янн (Зеленоград)   22.02.2018 - 12:32
... Татьяна , я полностью разделяю Ваши взгляды и поддерживаю предыдущий вашему пост . Однако , я осень часто замечала , что в моих спорах , например, с Теймуром ( очень заметный, причастный к кино форумчанин),... читать далее>>
№ 5
Шиповник   22.02.2018 - 06:47
... Да, это "местный великий кинокритик" Визгалова, но опубликован материал на популярном российском киноресурсе. Причем это не в первый раз, когда администрация ресурса поддерживает либеральную... читать далее>>
№ 4
lunnzai   22.02.2018 - 02:20
* деньпобедный шабаш Очень внимательно ознакомился с Пользовательским соглашением, которое я, регистрируясь на сайте kino-teatr.ru, фактически подписал со своей стороны. И если бы я написал то выражение,... читать далее>>

Афиша кино >>

боевик, военный фильм, исторический фильм
Россия, 2025
приключения, семейное кино, фэнтези
Россия, 2025
мелодрама
Россия, 2025
военный фильм, драма, мистика
Россия, 2025
комедия, приключения
Испания, 2022
боевик, детектив, криминальный фильм, триллер
Южная Корея, 2024
триллер
Австралия, Ирландия, США, 2024
драма, мелодрама
Нидерланды, 2025
драма, мелодрама, научная фантастика
Япония, 2004
боевик, триллер, фильм ужасов
Индонезия, 2024
комедия, триллер
США, 2023
детский фильм, драма, приключения, семейное кино
Канада, 2023
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру в Telegram