Кино-Театр.Ру
МЕНЮ
Кино-Театр.Ру
Кино-Театр.Ру

Арт-хаус в кино >>

"Посмотрите на этих состоятельных предприимчивых людей, с какой страстью они набрасываются на фальшивки, совсем как свиньи – на трюфели…"
(«Интервью с профессором Y», Луи-Фердинанд Селин)

«Снято!» Амира Надери
Наконец в российский прокат выходит самый радикальный фильм позапрошлой Венецианской Мостры, последней, за которую отвечал Марко Мюллер. "Cut", открывавший программу «Горизонты», был радикален не столько своей формой, сколько типом высказывания – протестный манифест в защиту «чистого кино». Иранский режиссер-самоучка, синефил и неисправимый нонконформист Амир Надери, последние двадцать лет работающий в Америке, после «Вегаса», удостоившегося особого упоминания в той же Венеции, свой новый фильм отправился снимать в Японию. Всех его героев, как и у Вернера Херцога, объединяет одно – одержимость. Сюдзи, протагонист фильма Cut, - тоже режиссер и киноман, с самурайской самоотверженностью ведущий борьбу с засильем пустого развлекательного кино. Он устраивает просмотры классических лент на крыше своего дома, обклеенного фотографиями классиков, ведет одиночные пикеты, из раза в раз сообщая безразличной толпе в мегафон о том, что «кино – не шлюха», и приходит на токийское кладбище к могилам старых мастеров, чтобы набраться духа перед следующей битвой. Изображение в этих сценах окрашивается в черный цвет.
«Снято!» Амира Надери
Во время одного из показов, где саундтреком к Бастеру Китону служил ветер и зрительский смех, появляется якудза. Оказывается, что брат Судзи, работавший на мафию, был убит за долги. Деньги он брал на фильмы Судзи, у которого теперь есть две недели, чтобы все возместить. Вернувшись на следующий день в офис якудза, расположившийся в заброшенном боксерском зале, он не находит ничего лучше, чем просить о работе. Работы нет, но есть пистолет, который ему предлагают вложить себе в рот. По случайности он не был заряжен, и теперь сам Судзи просит бить его, взымая плату в счет долга за каждый удар. И тут, не прекращая остальных, в ткань фильма вплетается новая линия, все сильнее его трансформирующая.
«Снято!» Амира Надери
Несмотря на реалистичное цифровое изображение и кажущуюся близость датской Догме, эстетическое ядро картины – это, конечно, японское кино. В первую очередь Одзу, Куросава и Мидзогути, которых Судзи навещает на кладбище ("Cut" еще и о том, как сложно снять настоящий фильм, когда на тебя смотрят великие предки): от первого, по словам Надери, тишина, от Куросавы - монтаж, от Мидзогути – длинные планы. В голове всплывают работы и других японских режиссеров, от Масахиро Синода до Такеши Китано, а черно-белый кадр с бездушной толпой, текущей по улицам Токио, заставляет вспомнить концовку «Чужого лица» Тэсигахары. Но спектр авторских предпочтений, естественно, шире: Судзи в своих снах буквально купается в шедеврах мирового кино, среди которых «Искатели» Джона Форда и, конечно, «Мушетт» Робера Брессона. А самый крупный постер в кадре – «Тени» Кассаветиса, на съемках у которого Надери посчастливилось поработать. В интервью он признается, что именно эта трагическая фигура вдохновила его на создание подобного сюжета.
«Снято!» Амира Надери
Сцены избиения как раз и олицетворяют собой ненавистную индустрию развлечений, где каждый удар герой берет на себя, перечисляя деньги на счет искусства кино. Помогает ему в этом все тот же фонд мировой классики: в последний день нужно выдержать сто ударов, и на каждый – появляется титр с названием фильма. Эту подборку не назвать консервативной, в ней есть место и Вирасетакуну и Цай Минляну, но Надери сознательно избегает синефильских раритетов, используя работы классиков в их самом лаконичном и концентрированном виде. Замыкает этот список «Гражданин Кейн», и на экране появляется кадры с «розовым бутоном», символом энигматичности кино, который режиссер рифмует с иероглифом «ничто», выдавленным на могиле Одзу.
Долг оплачен. Судзи предлагают работать на якудза. Вместо этого он просит дать ему новую ссуду. Камера! Мотор! И слово CUT, острое, как лезвие, проходящееся по телу кинематографа.

«Снято!» в прокате с 8 ноября.

Ссылки по теме:

«2-in-1». Первый день. vol. 1

обсуждение >>

№ 1
юрий д   20.09.2014 - 14:21
Амир Надери один из лучших иранских даже шире мировых режиссеров его конечно можно поставить в один ряд с самыми самыми. вообще иранское кино особенно до исламской революции очень значительное очень интересное... читать далее>>
фильмы

Афиша кино >>

военный фильм, драма, исторический фильм, экранизация
Великобритания, Польша, США, 2023
триллер, экранизация
Канада, 2024
драма, комедия
Россия, 2024
фильм ужасов
Индонезия, 2024
комедия, криминальный фильм
Италия, 2024
Беларусь, 2024
детектив, триллер, фильм ужасов
Южная Корея, 2015
драма, социальная драма
Испания, 2025
детский фильм, комедия, приключения, семейное кино, сказка
Россия, 2025
криминальный фильм, триллер
Бельгия, Италия, Франция, 2024
драмеди
Россия, 2025
все фильмы в прокате >>
Кино-театр.ру на Яндекс.Дзен