Красивый и неспешный фильм о поисках покровителя
Сутулый моряк Фредди Куэлл (
Хоакин Феникс), самый большой талант которого делать сногсшибательную бормотуху из таких подручных средств как ракетное топливо или проявитель, после окончания Второй Мировой возвращается на Родину. Со скандалом сбежав с двух рабочих мест, пьяный Фредди забредает на яхту в поисках новой работы, а наутро знакомится с руководителем рейса, румяным мужчиной по имени Ланкастер Додд (
Филипп Сеймур Хоффман), идейным вдохновителем секты под названием «Миссия».
Смотреть онлайн
«Мастер» Пола Томаса Андерсона
Как любой создатель мелкого культа, Додд — искусный оратор и демагог. Основы его деятельности лежат на границе между психологией и столоверчением: с помощью гипноза он вводит последователей культа в транс за тем, чтобы они могли заглянуть в свои прошлые жизни. Додд быстро распознает в Куэйле слабый и доверчивый ум, вводит его в круг своей семьи и начинает практиковать на Фредди свои незатейливые психологические фокусы. Со временем Фредди становится правой рукой Додда, а заодно и его цепным псом.
Слово Master в переводе с английского языка (помимо дословного очевидного «мастер») означает также «хозяин» или «учитель». Мастером в прямом смысле слова можно назвать актёра Хоакина Феникса, который вышел за пределы человеческой природы и показал натуральное животное. Нейтральный перевод, которым ограничились российские прокатчики — самая неподходящая характеристика отношений Куэйла и Додда. Мелькнувшее в начале знакомства героев сотрудничество быстро начинает мутировать в подобие отношений Отца и Сына, Учителя и Ученика, Хозяина и Слуги. Эта история вовсе не о мужской дружбе, а об обоюдном покровительстве, которым обмениваются герои (каждый в доступной ему манере) и защите. Архетипический герой Феникса напоминает сразу и Адама, и Блудного Сына, и Петра, и Иуду. Его любовь к Додду происходит не столько из веры, сколько из верности.
Гонимый отовсюду, неприкаянный, никем не любимый Куэйл, который внешне больше напоминает дикого зверя, чем человека, находит приют у щедрого незнакомца. Додд, который до встречи с Фредди по большей части распинался в салонах перед экзальтированными старушками, впервые видит перед собой загнанного в тупик человека, нуждающегося в помощи. И впервые, может быть, его распространенная болтовня приобретает смысл и дает какие-то результаты. Самозванец, чьи способности частенько вызывают сомнения у скептиков, он случайно находит любопытный экземпляр для своих исследований, который подпитывает чувство его собственной значимости.
Вечно беременная жена Додда (
Эми Адамс) — серый кардинал. На людях она — верный союзник, наедине с мужем — властный диктатор, из той породы людей, что мягко стелят, но жестко спать. Неуправляемая натура Фредди, алкоголика с патологической ненавистью к себе, одержимого видениями детородных органов и голых женских тел, слабо, но отражается в непоседливой фигуре Додда, склонного к широким жестам. Додд с трудом усмиряет Фредди, жена одергивает Додда — простенькая бытовая иерархия.
Несмотря на все отрицания режиссера, принято считать, что прототипом образа Додда стал отец сайентологии Рон Д. Хаббард. В рамках высказываемой
Андерсоном мысли это совершенно неважно.
«Мастер» — красиво снятый, неспешный фильм о том, что даже проходимец может стать учителем для того, кто всего-то искал хозяина.
«Мастер»
обсуждение >>