В свое время зритель познал радость «черных» комедий студии
Илинг,
«Монти Пайтона»,
«Рыбки по имени Ванда» и других классических образцов английского кино. Их общей особенностью (за исключением разве что феномена
Бенни Хилла) является сочетание в разных пропорциях абсурда, иронии и умения сохранять poker face - серьезное выражение лица в самых неожиданных ситуациях. В то время как комедии других стран практически всегда скатываются к безудержному кривлянию, падению лицом в торт или в фекалии (в зависимости от года производства) и прочим шырлям-мырлям, англичанам удается пошутить про смерть и налоги так, чтобы это было смешно.
Фильмы
Бена Уитли – иная история. Они несколько не вписываются в традицию английского юмора, стоят особняком, хотя формально и используют некоторые его элементы. В его третьей картине серийный убийца Крис (
Стив Орам) с ничего не подозревающей о его «хобби» подружкой Тиной (
Элис Лоу) едут по Дербиширу и Йоркширу смотреть исторические памятники. Машина с домом-фургоном на прицепе трогается с места под песню «
Tainted Love», оставив позади унылый дом Тины с вредной мамашей, и пройдет совсем немного времени, прежде чем зритель поймет, что с Крисом что-то не то. После того как он задавит насмерть любителя мусорить и раскроит череп снобу, сделавшему Тине замечание по тому же поводу, всё поймет и Тина. Это осознание однако не вызовет у неё шока или отторжения. Наоборот, она сама с удовольствием начнет убивать тех, кто её раздражает. Крис такого не ожидает и не спешит обрадоваться произошедшей с подружкой метаморфозой.
Близкие к героям киновселенной
Майка Ли некрасивые и убогие главные действующие лица не вызывают симпатии или сочувствия, однако быстро запоминаются, как и герои предыдущих фильмов Уитли – работающие в паре киллеры в «
Списке смертников» или дегенеративная семейка в «
Убийство – дело семейное». Кровавые и натуралистичные подробности убийств оттеняются хорошо подмеченными бытовыми деталями и натурными съемками безрадостных английских ландшафтов, а удачно подобранные для саундтрека песни помогают сохранять некую ироничную дистанцию по отношению к происходящему на экране. Получившаяся смесь
«Пустошей» Теренса Малика и
«Боже, благослови Америку!» Боба Голдуэйта не столько веселит, сколько шокирует, но это очень правильный и нужный шок. Смех бывает разным, и здесь он если не по-андреевски «красный», то уж точно нервный.
«Раз! Два! Три! Умри!» Бена Уитли в прокате с 21 февраля.
Ссылки по теме:
25 запомнившихся автомобилей, колесивших кино-пространство
24 фильма 2013 года, которые мы рекомендуем к просмотру.
Открытие Английского киноклуба в Москве
«Ещё один год» Майка Ли. Рецензия
обсуждение >>